Среда , 27 ноября 2024
Главная / Общество последние новости / Без нянь: как приучить ребенка к самостоятельности — Общество

Без нянь: как приучить ребенка к самостоятельности — Общество

С какого возраста можно отпускать ребенка гулять одного? А оставлять дома? А доверить самому делать уроки, если мама с папой работают? Все эти вопросы все чаще бурно обсуждаются на родительских форумах. Выход один — приучить ребенка к самостоятельности. А как это сделать, мы выяснили у педагогов и психологов.

фото: pixabay.com

Мы любим вспоминать, как самостоятельно ходили в магазин за хлебом в шестилетнем возрасте и шли в первый класс с ключом от квартиры на шее. Современная же мать, отпустившая младшего школьника на улицу одного, прослывет чуть ли не кукушкой, да и детей до 10-12 лет в одиночестве в наши дни в Москве оставлять не принято.

— В нашей стране нет закона, как в США, который запрещал бы оставлять детей на улице или дома одних до какого-то определенного возраста, — объясняет психолог Екатерина Бочарова — Однако есть некоторые негласные правила, в соответствии с которыми детей по крайней мере до 4-5 класса нужно встречать и провожать. В том числе в начальной школе — родителям даже нужно писать специальное заявление на разрешение ребенку покидать учебное заведение самостоятельно, без него охрана просто не выпустит.

В среднем современные дети готовы к самостоятельным перемещениям по городу, в том числе на транспорте к 11-12 годам. Но бывает, что нет другого выхода, и детей приходится приучать к самостоятельности с более раннего возраста. Главное заняться этой проблемой заранее.

Психолог рекомендует следующий график самостоятельных действий ребенка. В 3-4 года нужно объяснить малышу, что у всех в доме, в том числе и у него, есть какие-то обязанности. Для начала можно попросить поливать цветы, следить за порядком в своей комнате или кормить домашних животных.

В 5-6 лет дети вполне могут самостоятельно положить себе и разогреть еду.

В 7-8 нужно научить самим запирать дверь и спускаться на лифте. Естественно, ребенок должен знать наизусть свой домашний адрес и телефоны родителей, иметь представление, как действовать в тех или иных ситуациях.

— Учителя возмущаются, что в школу приводят кашляющих, недолеченных детей, это происходит из-за того, что родителям их просто некуда деть, — рассказывает Анастасия, мама двух девочек 8 и 11 лет. – Но сами взрослые виноваты в том, что их дети растут абсолютно несамостоятельными, и даже в школьном возрасте их нельзя оставить одних дома.

Конечно, в современном мире нас повсюду окружают опасности, но чем раньше мы учимся им противостоять, тем лучше. Мои дочери ходят в школу сами, да и дома после школы до вечера остаются одни.

Буквально с 5-6 лет мы с ними изучали необходимые маршруты до школы и ближайших магазинов, выбирая пусть и более длинный, но безопасный путь с точки зрения дорожного движения. Сначала мы делали это вместе, затем какое-то время они учились ходить сами, а я контролировала их на расстоянии.

Также я учила детей элементарным правилам безопасности — что в лифт, например, можно заходить только с хорошо знакомыми людьми или как обратиться за помощью к взрослым, если у тебя возникли какие-то проблемы. Не бояться подойти к незнакомому человеку ребенку бывает трудно, и этому приходилось тоже учить.

Также мы изучали и расположение продуктов на полках магазинов, чтобы они могли сами найти нужный товар. С 7 лет их уже спокойно можно было отправить за мелкими покупками, да и сопровождать в школу, которая находится в 15 минут ходьбы, требовалось только первые несколько месяцев. Конечно, у обеих есть телефоны со специальным приложением и я регулярно их контролирую.

Безусловно, в больших городах иногда дорога в школу действительно представляет большую опасность. Например, когда на пути, находится нерегулируемый перекресток. Но, как правило, и в этом случае можно решить проблему с доставкой ребенка в школу с минимальными затратами.

— У нас в школе есть продленка, но там можно находиться только до 6 вечера, а к этому времени мы с мужем забрать дочку не успевали, — говорит Алена, мама второклассницы. — Но я нашла в нашем доме с соседку-пенсионерку, которая за 3 тысячи рублей в месяц приводила дочку домой, заодно гуляя со своей собакой. А моя знакомая мать-одиночка в первом и втором классе пристраивала сына к одной из неработающих мам из класса. Она забирала его из школы со своим ребенком, они вместе делали уроки и играли до вечера. В благодарность подруга просто брала ее ребенка на прогулки по выходным.

Специалисты говорят, в среднем в 3 классе самостоятельно ходит в школу каждый пятый ребенок, а в 4 – практически каждый второй. Дети, которые ходят одни, должны собираться в группы по дороге домой и носить одежду со светоотражающими элементами.

В целом же родителям стало легче контролировать перемещение детей на расстоянии. Специальная школьная программа показывает, когда ребенок вошел в школу и когда вышел. Можно поставить приложение на телефон и отслеживать все его перемещения или купить умные часы, которые позволяют даже послушать, что происходит вокруг него.

Педагоги также отмечают, что еще одной проблемой отсутствия родительского контроля после школы – ухудшение учебы.

— В целом у детей, после школы предоставленным самим себе, наблюдаются проблемы с успеваемостью, особенно сильно я это замечаю по мальчикам, которые в младших классах изначально менее самостоятельные, — уверена учитель начальной школы Любовь Турова. – Многие из них без напоминаний и помощи взрослых просто не в состоянии нормально выполнить домашние задания. Поэтому в таких случаях, помимо проверки уроков по вечерам, я рекомендую родителям находить время на выходных, чтобы понять, все ли ребенок понял из школьной программы. Кроме того, стоит приучать ребенка самостоятельно выполнять задания уже за год до школы, тогда ему будет проще с ними справляться без посторонней помощи.

Три «упражнения на самостоятельность» от Любови Туровой

Дайте ребенку — дошкольнику или младшекласснику — несложное или достаточно интересное задание: раскрасить картинку, заполнить клеточки в «развивашке», написать несколько слов и т.п., в зависимости от возраста. И оставьте его одного, не помогайте, не подсказывайте и не понукайте. Если он не сделает все как надо — не ругайте и не требуйте доделать вместе с вами. Укажите ему на недочеты, а на другой день снова дайте похожее задание — до тех пор, пока он не начнет выполнять все самостоятельно и до конца.

Почаще просите помочь вам — что-то принести, помыть, убрать… К сожалению, родители, занятые каким-то делом, чаще гонят ребенка прочь — мол, не путайся под ногами. Это очень вредит развитию самостоятельности и ответственности.

С самого нежного возраста, с 2-3 лет приучайте ребенка играть одного, проводить время без взрослых. Не торопитесь помогать ему, скажем, сложить за него домик из кубиков, если у него раз за разом не получается. Можно показать, как надо делать — но потом дать ему возможность самому применить ваш урок на практике.


Источник

Смотрите также

Эксперт ОНФ Татьяна Буцкая оценила возможности дистанционного обучения в школе

В Общероссийском народном фронте состоялся «круглый стол», посвященный итогам учебного года. Эксперты, представители родительского сообщества …

Добавить комментарий