Если год прошел, а нового любимого сериала так и не появилось, то это какой-то неправильный год. Поэтому оглядываемся назад и вспоминаем самые интересные проекты, чтобы выбрать лучший из лучших!
«Чернобыль» (Chernobyl)
Безоговорочный лидер года, попавший во всевозможные рейтинги «самых-самых», получивший три премии «Эмми» и признанный критиками лучшим сериалом в истории в принципе.
Мини-сериал HBO — всего 5 серий — выстрелил так, как, казалось, после «Игры престолов» и невозможно. Но тут как-то все сложилось разом: и человеческая история, основанная на реальных событиях, и анализ эпохи, которая уже далеко, но еще не настолько, чтобы не помнить ее самому, и выверенная сценарная работа, и актерский состав.
Трагедия античных масштабов об одном из самых страшных эпизодов в истории человечества — взрыве на Чернобыльской атомной станции — совместила истории отдельно взятых людей и рассказ о духе времени, в котором ложь и пропаганда были таким же опасным оружием, как и ядерное.
Жена пожарного с Чернобыльской АЭС Людмила Игнатенко, история которой стала одной из сюжетных линий, встретила сериал в штыки, но ее голос утонул во всеобщем признании.
«Эйфория» (Euphoria)
Еще один громкий хит года, ориентированный на подростков, а попавший примерно во всех.
В центре сюжета — история 17-летней Ру (Зендая), которая борется с депрессий и наркозависимостью. Ее подруги, враги и случайные знакомые тоже со своими скелетами в шкафу: одна спит со всеми подряд, другая внезапно становится вебкам-моделью, третья — в стадии трансгендерного перехода.
Казалось бы, боли и проблем на сезон прилично, а на выходе все равно получается удивительно светлая история — про любовь, дружбу, принятие себя и мира, при этом без розовых соплей, только с розовыми закатами и блестками на все лицо.
«Игра престолов» (Game of Thrones)
Из года в год в списки лучших из лучших попадал очередной сезон фэнтези-саги «Игра престолов», но теперь уж точно все, никаких больше драконов и карликов: весной сериал все-таки закончился.
Спустя восемь лет после начала история наконец добралась до развязки, а герои разошлись по углам, чтобы сразиться в финальной битве: на Севере — Джон Сноу и Дейенерис, объединившиеся сердцами и армиями в битве против мертвецов и Ланнистеров, на Юге — Серсея, которая против всех, кто против нее (на Железном троне).
В итоге все сюжетные линии получили развязку, хотя и не ту, на которую надеялись фанаты: финальный сезон назвали разочаровывающим, скомканным, недоработанным, нелогичным, самым глупым из всех и как еще только не ругали. А все потому, что трон в итоге достался не тому, кому все думали, а любимые герои начали творить дичь. Но разве можно было ожидать другого от автора саги Джорджа Мартина и продюсеров Дэвида Бениоффа и Дэна Уайсса, которые из сезона в сезон убивали любимых героев и удивляли сюжетными ходами?
Впрочем, несмотря на расстроившую многих концовку (возмущенные поклонники даже запустили петицию, требуя переснять финал), в целом последний сезон стал знаковым событием для всей поп-культуры десятилетия — ушла эпоха.
«Утреннее шоу» (The Morning Show)
Успех Netflix, превратившегося из обычной стрим-платформы в поставщика эксклюзивного и хитового контента, не дает покоя индустрии: свой кусок пирога захотели и в Apple, где запустили компанию Apple TV Plus.
Одним из первых проектов сервиса стал сериал «Утреннее шоу» о буднях сотрудников утренней телепередачи с Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун в главных ролях.
Ставку сделали на репутационно безупречную тему: движение #MeToo и — шире — борьбу женщин с гендерными стереотипами. В центре сюжета — две яркие журналистки Алекс и Брэдли, которые оказываются втянуты в харассмент-скандал.
Мнения насчет удачного погружения в тему разделились, но попытка засчитана: сериал продлили на второй сезон.
«Жизни матрешки» (Russian Doll)
Главная героиня Надя, со свободными нравами, языком и отношением к наркотикам, празднует 36-летие с друзьями, но вечеринка неожиданно превращается в «день сурка»: после праздника она погибает под колесами автомобиля, чтобы воскреснуть на следующий день и снова оказаться на той самой вечеринке.
Надя никак не может понять, как выбраться из этой временной петли, и начинает переписывать драматургию своей жизни, раз за разом пробуя все новые сюжетные ходы: чтобы остаться в живых, ей придется в первую очередь разобраться в себе.
Здесь есть магистральная линия, но, кажется, придумана она только для того, чтобы осталось больше места для рассказа про «фон» — жизнь 30-летних со случайным сексом, проблемными отношениями, кризисами, поисками себя и бесконечным остроумным трепом. Сериал проглатывается за сутки — он честный, смешной и какой-то по-хорошему взрослый: с надрывом, но не таким, чтоб над ним нельзя было посмеяться.
Все это придумала похожая на Пугачеву в молодости Наташа Лионн, до этого больше известная второстепенной ролью по сериалу «Оранжевый — новый черный». Она же выступила режиссером и сыграла главную роль — получилось супер.
«Большая маленькая ложь» (Big Little Lies)
Сериал «Большая маленькая ложь», снятый по одноименному бестселлеру Лианы Мориарти с Риз Уизерспун, Николь Кидман, Шейлин Вудли, Лорой Дерн и Зои Кравиц в главных ролях, стал настоящим событием в 2017 году, и продолжение не заставило себя ждать.
В центре сюжета все те же пять подруг, которые пытаются забыть о связавшем их убийстве и жить дальше: одна вынуждена разбираться с банкротством мужа, другая — старается сохранить брак, третья — борется с призраками прошлого. Все осложняет приезд матери Перри, которая не верит, что ее сын погиб в результате несчастного случая, и намерена раскрыть правду, которая на самом деле в том, что как раньше уже ничего не будет, и преступления без наказания не бывает — причем наказываем мы себя сами.
Центральной темой вновь становится домашнее насилие с его истоками, причинами и последствиями. Увы, к чему клонят сценаристы, становится понятно примерно сразу — и в драйве второй сезон сильно проигрывает первому, но следить за противостоянием героинь Николь Кидман и Мерил Стрип все равно жутко интересно.
«Очень странные дела» (Stranger Things)
Вот уже третий сезон компания мальчишек борется с паранормальной жутью, творящейся в их городке в 80-е. Помогают им в этом героические девчонки (одна и сама обладает сверхспособностями), бестолковые взрослые и вера в то, что добро все-таки всегда побеждает.
В новом сезоне все то же самое, только дети стали подростками, и первая любовь и душевные метания в их жизни занимают теперь такое же место, как приключения и борьба со злом. Прощание с детством, как и в целом с эпохой 80-х, по которой так ностальгируют придумавшие сериал братья Даффер, для многих проходит болезненно, отчего последняя серия получилась особенно трогательной.
Еще из нового: опасность достигла катастрофических масштабов, во всем виноваты сумасшедшие русские, а среди героев появилась еще одна классная девушка — бойкая Робин, которую сыграла Майя Хоук, дочь Умы Турман и Итана Хоука.
«Дрянь» (Fleabag)
Первый сезон сериала вышел в 2017 году, но большую популярность шоу обрело только в этом — после второго сезона, который оказался как-то очень хорошо и тепло принят и зрителями, и критиками (две премии «Эмми» тому подтверждение).
Дрянь — прозвище главной героини, раскованной, остроумной, смешной и несчастной одновременно. Она цинично шутит, легко относится к сексу и не признает авторитетов. А как иначе, когда тебе около 30, лучшая подруга умерла нелепой смертью, а с работой и людьми что-то не очень: наладить отношения не получается ни с отцом, ни с сестрой, ни с бойфрендами. Однако для главной героини это лишь повод высмеять несовершенство мира и научиться быть счастливой по своим правилам.
У сериала интересная история создания: он вырос из скетча Фиби Уоллер-Бридж, который настолько понравился продюсерам, что с театральных подмостков быстро перекочевал на телеэкраны, при этом не потеряв своей оголенной честности, ведь главной в нем по-прежнему осталась Фиби — автор и исполнительница главной роли.
Теперь она суперзвезда среди сценаристов («Убивая Еву» — тоже ее рук дело) и главная по «женской повестке»: именно Уоллер-Бридж позвали «смягчать маскулинность» Джеймса Бонда в новой части «Не время умирать».
«Настоящий детектив» (True Detective)
После не слишком удачного второго сезона «Настоящему детективу», кажется, удалось реабилитироваться.
В центре сюжета — вновь одно загадочное преступление, расследование которого идет сразу в трех временных пластах, а сюжет строится вокруг самой больной для всех темы — похищения детей. Наркотики, болезни и алкоголь, семейные секреты и коррумпированные полицейские — все как мы любим.
Роли детективов-напарников в этот раз сыграли Махершала Али и Стивен Дорфф, а в качестве режиссера дебютировал шоураннер проекта Ник Пиццолатто.
«Темные начала» (His Dark Materials)
Под конец года вышла телеадаптация первой части знаменитой фэнтези-саги Филиппа Пулмана «Темные начала» — та же самая история, что в голливудском фильме 2007 года «Золотой компас», но только с большим размахом.
Главная героиня — девочка Лира Белаква живет в мире, где существуют ведьмы ибронированные медведи, аулюдей есть деймоны — существа, составляющие неотъемлемую часть ихличностей. Опекун девочки, исследователь лорд Азриэл находит способ передвигаться между параллельными землями, благодаря чему Лира знакомится смальчиком Уиллом, который живет вмире, лишенном магии. Так начинаются их приключения.
В сериале снялись Рут Уилсон, Джеймс Макэвой и другие звезды, и его уже продлили на второй сезон.
«Годы» (Years and Years)
Британский сериал, прошедший у нас почти незаметно, а зря.
В центре сюжета — обычная английская семья со своими проблемами и мечтами. Все это — на фоне резко меняющегося мира: к власти в Великобритании приходит эпатажная шоувумен Вивьен Рук (Эмма Томпсон), Дональд Трамп избирается навторой срок, а с Украины вЕвропу бегут сотни политических беженцев.
Самое интересное здесь — альтернативная история и попытка авторов заглянуть в будущее: действие начинается в 2019 году и охватывает следующие 15 лет.
«Почему женщины убивают» (Why Women Kill)
Размышления на тему фем-движения, семейных ценностей, личных границ и неврозов, упакованные в черную комедию о трех женщинах из разных времен: жизнерадостной домохозяйки из 60-х, взбалмошной светской львицы из 80-х и юриста-бисексуалки из наших дней. Каждая из них сталкивается с изменой, и к чему это ведет, понятно из названия сериала.
В главных ролях снялись Джиннифер Гудвин, Люси Лью и Кирби Хауэлл-Баптист, а сценарий писал шоураннер «Отчаянных домохозяек» Марк Черри.
«Что/если» (What/If)
Первый сериал в карьере Рене Зеллвегер, которая снялась в роли манипуляторши Анны, играющей с людьми в кошки-мышки.
Познакомившись с парой молодоженов изСан-Франциско, отчаянно нуждающихся вденьгах, состоятельная и немолодая Анна делает им необычное предложение, которое запускает эффект домино: она вынуждает людей совершать некрасивые, а порой и подлые поступки, которые влияют не только на главных героев, но и на их близких людей, друзей и коллег.
«Академия «Амбрелла» (The Umbrella Academy)
Экранизация популярной серии комиксов про супергероев, автор которой — бывший вокалист рок-группы My Chemical Romance Джерард Уэй.
1 октября 1989 года на свет в разных странах мира одновременно появляются 43 ребенка, причем неожиданно для их матерей: ни у одной из них не было никаких признаков беременности. Конечно, дети непростые — все они обладают сверхъестественными способностями: кто-то может перемещаться во времени, кто-то — общаться с мертвыми.
Семерых детей берет под свою опеку эксцентричный миллиардер сэр Реджинальд Харгривз: он решает создать академию «Амбрелла», чтобы вырастить из детей супергероев, поскольку считает, что в будущем они смогут спасти мир. Со временем академия распадается, а выросшие дети разбредаются по свету. Внезапная смерть «отца» и наставника заставляет их встретиться, чтобы снова вспомнить все обиды и страхи и понять, как предотвратить апокалипсис.
От обычного сериала о супергероях этот отличает то, что на первый план здесь выходят не внешние обстоятельства — космос, приключения и мистика, — а психологические проблемы сверхлюдей: воспитанные в токсичной семье с няней-роботом вместо матери, они — заложники своих способностей и прежде всего нуждаются в любви.
В числе шоураннеров сериала выступил Стив Блэкман («Видоизмененный углерод»), а среди актеров замечены Том Хоппер и Эллен Пейдж.
«Сексуальное образование» (Sex Education)
Главный герой — подросток-девственник, которому осточертело слышать постоянные советы от секс-терапевта и по совместительству мамы. Бороться с системой Отис решает нестандартным способом: вместе с подружкой — умной, но не популярной среди одноклассников — он открывает в школе подпольную клинику, чтобы помогать сверстникам, вступающим в сложный мир секса и отношений.
Маму главного героя сыграла Джиллиан Андерсон, а сам сериал стал обязательным к просмотру для подростков и их родителей благодаря балансу комедийного и просветительского начала.