Едва успела завершится миром российско-украинская «газовая война», как началась новая: российско-белорусская нефтяная. Минск заявил, что откажется от импорта российской нефти, и начнет покупать «черное золото» у альтернативных производителей, если Москва не снизит цены на поставляемые в республику энергоресурсы. Белорусские власти уже ведут переговоры о приобретении сырья с рядом стран по всему миру. В качестве новых партнеров местные чиновники рассматривают даже американские и саудовские компании. Эксперты уверены, что в итоге Минск вряд ли полностью откажется от российской нефти — она гораздо дешевле, чем у наших конкурентов. Вместе с тем, скорее всего, для сохранения геополитической лояльности к нашей стране белорусы могут выбить от Москвы некоторую скидку.
Фото: president.gov.by
Очередной раунд переговоров о поставках и транзите российской нефти через Белоруссию между исполняющим обязанности вице-премьера Дмитрием Козаком и его белорусским коллегой Игорем Ляшенко состоялся 16 января. На момент публикации статьи итоги этой встречи не были известны.
Впрочем, очевидно, что с предыдущей встречи 12 января пока позиции сторон существенно не изменились. В конце прошлого года белорусские компании, которые занимаются прокачкой «черного золота» из российской части нефтепровода «Дружба» в страны Западной и Восточной Европы, заявили о повышении в 2020 году тарифа за свои услуги почти на 16,6%. Между тем, основная цель демарша Минска в отношении Москвы — не условия транзита, а стоимость нефти, поставляемой из России. Наша страна является основным экспортером «черного золота» в союзное государство. Власти Белоруссии уже давно убеждают Москву снизить нефтяные цены. Минск считает, что ему положена компенсация за потерю экспортной пошлины в 30%, которую сейчас платят российские экспортеры углеводородов — к 2024 году Россия завершит «налоговый маневр» в отечественной сырьевой отрасли и пошлина будет обнулена. По оценке белорусских экспертов ее потери в связи с этим превысят $10 млрд.
В настоящее время Белоруссия импортирует 24 млн тонн российской нефти в год. Своя добыча в республике составляет 1,5 млн тонн, а для внутреннего рынка хватает 6 млн тонн. Около 18 млн тонн российской нефти Минск пускает на переработку. Полученный продукт белорусы продают за рубеж, зарабатывая на подобных операциях до $3 млрд в год, так как пошлины от экспорта полученных нефтепродуктов Белоруссия оставляет в своем бюджете.
Аналитики уверены, что Минск вряд ли полностью откажется от российской нефти. В Белоруссии утверждают, что помимо США и Саудовской Аравии рассматриваются варианты поставок нефти из стран Балтии, Украины, Польши, Казахстана и Азербайджана. Вместе с тем, как полагает начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян, любое альтернативное сырье обойдется Белоруссии минимум на 15% дороже российских. «Это объясняется как себестоимостью российской нефти, которая зачастую на 3-5% дешевле эталонных марок, так и с географической близостью двух стран», — объясняет эксперт.
«Иногда возникает ощущение, что белорусский президент Александр Лукашенко постоянно конфликтует с зарубежными государствами, в первую очередь, с Россией не ради достижения справедливости, а чисто из удовольствия, получаемого от самого процесса, — рассуждает ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич. — В споре по нефтяным ценам и транзиту нефти приводимые Минском аргументы не убедительны и расходятся с основными законами рыночной экономики. Возможно, Минск добьется какой либо льготы. Например, Москва заявляет, что цены на транзит вне зависимости от результате переговоров с февраля поднимутся почти на 7%. Не исключено, что цены на экспортную нефть немого снизятся. Впрочем, в полном объеме Лукашенко гешефт за свою лояльность Москве вряд ли получит».