За последние несколько месяцев ведомство выдвинуло несколько инициатив, касающихся ПДД, системы подготовки водителей и контроля за движением. Вспоминаем их все, оцениваем степень полезности и шансы на принятие.
В России очередной раз обновили концепции повышения безопасности движения, а высшие чиновники потребовали усилить работу по их претворению в жизнь. Инициатив много, но принимать их не спешат. Одна только автоинспекция выдала немало идей только за последние месяцы. Причем во всех сферах, которых касается работа ведомства.
На этапе подготовки водителей со следующего года объединят в одну две существующие части практического экзамена – «город» и «площадку». Предположительно произойдет это с осени 2020 года, и кандидаты в водители станут демонстрировать свои навыки только на дорогах общего пользования. Как это будет выглядеть технически, пока непонятно. Дело в том, что полностью отменять стандартные упражнения вроде трогания на эстакаде и заезда в гараж неразумно, а на улицах смоделировать их сложно.
А вот другое предложение пока неизвестно, будет ли принято. ГИБДД вдобавок хочет отказаться от выставления баллов на практическом экзамене. Сейчас каждая ошибка имеет четкий эквивалент штрафных очков. Несколько набрать можно, но с определенного их количества выставляется оценка «не сдал». Грубые ошибки приводят к этому сразу, мелкие можно допустить и при этом получить в конечном итоге права. Автоинспекция хочет поменять всю систему оценок. Вероятно, речь идет о субъективной оценке инспектором экзаменуемого. При наличии видеорегистратора в машине (а это станет обязательным) оспорить вердикт ученик в теории сможет без проблем: запись бесстрастно покажет, кто был прав. Пока же идея носит концептуальный характер и в конкретную систему не превратилась.
«Как это будет выглядеть на бумаге, решится в ближайшие несколько месяцев. Сейчас оценивается, нарушил водитель какой-то пункт ПДД или не нарушил. А надо оценивать каждый маневр и сигнал, который заложен в проекте постановления о проведении экзаменов, он должен быть четко оценен по основным показателям. На этом основании будет приниматься решение, умеет ли кандидат в водители выполнять нужные элементы и безопасно ли он это делает», — пояснил заместитель начальника отдела организации регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД России Николай Гиляков.
Есть предложения и по дополнительным мерам. Так, сдающих предлагают фотографировать непосредственно во время экзамена, и этот снимок сверять с тем человеком, который позже придет получать удостоверение. По мнению ГИБДД, это избавит от ситуации, когда неуверенные в себе ученики присылают вместо себя кого-то опытного, а в отдел за «полученными» правами приходят уже сами.
А еще автоинспекция не в первый уже раз говорит о необходимости изучать ПДД в школах. Это сделает детей более грамотными и осторожными на улицах, что приведет к снижению количества аварий с их участием.
Не забыли о детях. Глава Госавтоинспекции Михаил Черников считает, что ограничение максимальной скорости при сидящих в машине маленьких пассажирах должно быть меньше стандартного примерно на 20 км/ч. Правда, администрировать такое нарушение фактически невозможно, так что весь расчет исключительно на адекватность самих родителей. А без наказания ни одна ужесточающая инициатива в России не работает.
Также главный автоинспектор страны предложил более жестко наказывать виновников аварий, в которых пострадали дети. В 2020 году в ПДД может появиться упоминание наклейки «Ребенок в машине». Это тоже идея ГИБДД. Непонятно только, зачем нужны какие-то изменения в Правила и действия от ведомства? Наказания за использования стикера нет, все желающие могут клеить его и сейчас. И даже после прописывания в законе он не станет обязательным. То есть все останется точно так же, как и сегодня. Только возни с корректировкой ПДД прибавится.
Еще больше озадачил совет заместителя главы автоинспекции Олега Понарьина. Он отправил автомобилистов в общественный транспорт. По его словам, в стране нет столько дорог, чтобы все могли комфортно себя чувствовать, передвигаясь на личных автомобилях. «Выход один – возвращаться к старому советскому способу: использовать комфортный массовый общественный транспорт», — заявил Понарьин.
Он, видимо, забыл, что автобусы, троллейбусы и трамваи при Союзе комфортными никогда не были и пунктуальностью не отличались. Ныне заметные изменения в лучшую сторону из всей страны есть только в Москве. Вот в рамках столицы призывать к этому можно, а для всей остальной России это звучит издевательски.
Наконец, ГИБДД рассчитывает получить доступ в базе Минздрава, чтобы самостоятельно выявлять стоящих на учете в соответствующих заведениях алкоголиков и наркоманов, а также страдающих психическими заболеваниями. С 1 июля 2022 года ожидаются изменения в закон о безопасности дорожного движения, и автоинспекция сможет видеть, когда у кого-то из автомобилистов вдруг появляются противопоказания к вождению. Его будут отправлять на внеплановое медицинское обследование, а удостоверение может быть аннулировано досрочно и в упрощенном порядке, без суда. Если механизм станет карать тех, кто действительно опасен, его можно только приветствовать. Главное, чтобы от возможных ошибок в базе не страдали остальные.