Современный объект расположен на территории «Новокуйбышевского завода катализаторов», который входит в периметр компании «Роснефть». На базе опытно-промышленного комплекса в Новокуйбышевске добывающий холдинг намерен создать технологии для промышленного выпуска новых поколений конкурентоспособных катализаторов гидроочистки дизельного топлива и вакуумного газойля, а также других процессов нефтепереработки. До нынешнего времени в России отсутствовали условия для отработки новых технологий производства катализаторов гидрокрекинга, гидроизомеризации и других процессов. В свою очередь, новый комплекс позволит отрабатывать технологии производства катализаторов с учетом перехода на крупнотоннажное производство.
фото: PhotoXPress
Сейчас ежегодные потребности перерабатывающих заводов «Роснефти» в катализаторах гидроочистки доходят до 2 тыс тонн. Стоимость такого количества катализаторов составляет примерно 2,5 млрд рублей. Ввод нового комплекса позволит достичь значительного экономического эффекта за счет сокращения затрат на закупку катализаторов сторонних производителей, а также логистической составляющей.
Общая площадь нового производственного комплекса составляет 720 квадратных метров. Его мощности способны производить ежедневно до 200 килограммов различных катализаторов. В состав нового опытно-промышленного комплекса входят 9 основных технологических линий, а также 5 вспомогательных блоков, которые включают в себя оборудование для производства катализаторов, а также различные средства контроля, измерения и управления над их изготовлением. Современная технологичная площадка позволит ускорить процесс внедрения и коммерциализации разработок лабораторий научно-проектных институтов «Роснефти», работающих в области катализа и катализаторов процессов нефтепереработки и нефтехимии.
Новые технологические возможности в перспективе позволят заметно снизить зависимость России от импортной продукции в области катализаторов для процессов нефтепереработки. Сейчас доля импорта в катализаторах гидроочистки составляет около 90-95%. К 2024 году за счет развития высокотехнологичного производства «Роснефть» планирует снизить этот показатель до 50%.
Впрочем, это только первые шаги. В настоящее время в периметре нефтяной компании работают два катализаторных предприятий — Ангарский и Новокуйбышевский заводы. Ангарский завод является основным российским производителем катализаторов риформинга бензина. Доля катализаторов риформинга бензина ангарского производства на НПЗ «Роснефти» превышает 60%, тогда как в целом по России уровень аналогичного производства составляет всего около 30%. Кроме того, на базе Стерлитамакского завода создано совместное предприятие ООО «РН-Кат». В трех научно-исследовательских институтах холдинга ведутся работы, связанные с катализом и катализаторами. В 2019 году на базе Уфимской группы НПЗ «Роснефти» проведены промышленные испытания катализатора гидроочистки дизельного топлива производства «РН-Кат». Этот продукт является уникальной корпоративной инновацией — единственным российским катализатором, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5.
Кроме того, на Новокуйбышевском заводе катализаторов установлены современные мощности по регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга — до 4 тыс тонн в год. Эти мощности полностью покрывают потребности компании в регенерации катализаторов даже с учетом проектов по углублению переработки.
В I квартале 2021 года на Ангарском заводе планируется ввод в эксплуатацию еще одной установки по производству катализаторов риформинга и изомеризации бензина мощностью 600 тонн в год. Новое производство позволит не только повысить качество вырабатываемых катализаторов, а также обеспечить надежность и безопасность производства, но и в значительной мере закрыть потребности всех отечественных НПЗ в современных катализаторах данного типа.
Стоит отметить, что нынешний рынок катализаторов носит сегментарный характер, и в каждом из них присутствует собственный лидер. В нашей стране «Роснефть» является единственной компанией, кто выпускает платиносодержащие катализаторы риформинга и катализаторы для производства водорода. Теперь холдинг наладил процессы гидроочистки дизельного топлива.
«С января 2020 года мы полностью переходим с импорта катализаторов гидроочистки дизельных топлив, а также планируем выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов этого вида», — отмечает вице-президент «Роснефти» Александр Романов.
В среднесрочной перспективе компания не собирается остановиться на достигнутом. «Роснефть» планирует освоить производство катализаторов изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга вакуумного газойля. «Наша стратегическая цель — в течение ближайшего года-полутора решить вопрос обеспечения 100% потребностей наших НПЗ в данных катализаторах, конкурентоспособных по качеству и цене. После этого будем активно выводить нашу продукцию на рынок», — убежден Александр Романов.
Тем не менее, финансовая экономия — это не основная бизнес-цель «Роснефти». Ведущая отечественная нефтяная компания ставит перед собой более глобальные и прогрессивные задачи. Она собирается вывести внутреннюю нефтепереработку на абсолютно новый инновационный уровень развития, а также исключить свою зависимость от импортных импортеров, в первую очередь, поставщиков углеводородных катализаторов. Если это не сделать сейчас, то в случае перебоев с импортом закроется не просто каждый перерабатывающий отечественный завод, но и прекратит двигаться каждый второй автомобиль.
Запущенный «Роснефтью» опытный комплекс дает возможность поверить, что наша страна не только сидит на «сырьевой игле», но и осуществляет переход от перспективных разработок к технологиях будущего. Катализаторы для производства топлива в серьезных объемах — это залог развития всей энергетической системы государства. Новые технологические возможности — это снижение импортозависимости. Усовершенствование производства принесет ощутимый доход не только одной отдельно взятой компании. Создание современного опытно-промышленного комплекса сокращает путь от научной разработки до промышленного применения, а также делает меньшим расстояние между производством и с изобретателями. Российская продукция может не только быть реализована на внутреннем рынке, но и отправлена на импорт, причем, по конкурентным ценам.