«Попасть» с покупкой автомобиля с пробегом проще простого. Даже если смотреть внимательно и с привлечением профессионалов. Однако есть некоторые очевидные вещи, с которыми машину лучше не приобретать вообще. Причем их заметить порой намного легче, чем скрытые проблемы более мелкого порядка.
Продать можно все – вопрос лишь в цене. Так что и от подержанного автомобиля любой степени ушатанности можно избавиться сравнительно быстро. Только в некоторых случаях владельцу придется смириться с тем, что дадут ему совсем немного. Большинство же покупателей играют в лотерею под названием «машина с пробегом» с надеждой на выигрыш. Он выражается в том, что приобретение прослужит с минимальными проблемами и уйдет за рыночную цену.
Кузов – самая дорогая деталь автомобиля. Двигатель и коробка передач ремонтируются и приводятся почти в новое состояние. Или меняются на контрактные. Дорого, но сделать это реально. А вот кузов восстановить до исходной кондиции нельзя. Посему на него все внимание. И главная опасность, разумеется, авария.
Кто-то продает битые машины, не восстанавливая их. Много не выручишь: скинуть придется не только на стоимость ремонта, но и за хлопоты, ведь покупатель станет тратить время и силы на восстановление. Зато есть плюс – все повреждения видно, их никто не скрывает. Другое дело, что можно сильно просчитаться с ценой запчастей и работ, и есть шансы остаться в минусе.
Скрыть серьезный кузовной ремонт полностью невозможно. Первым выдаст его толщиномер, показав лишние слои ЛКП. Есть и другие сигналы: следы снятия деталей, отсутствующие мелкие элементы (обычно пластиковый декор и накладки), неаккуратная, явно незаводская сборка. Оговоримся, что совсем без повреждений обходится сравнительно немного автомобилей, но большинство из них мелкие. Не стоит бояться перекрашенных деталей из-за притертостей и царапин.
Служба в такси сильно изнашивает машину. До 120 000 километров в год – норма. Кому захочется экземпляр, за который просят обычную рыночную цену при пробеге раз в шесть-семь больше среднестатистического? Как и в случае с кузовным ремонтом, не все скрывают прошлое в извозе. На сайтах полно объявлений с автомобилями на фото в желтой пленке и следами тяжелой судьбы. Цена соответствующая, и охотники рискнуть находятся.
Куда больше случаев, когда следы такси тщательно заметают. Пленку снимают, чехлами на сиденьях скрывают потрепанную обивку, накладки на педали меняют, руль перетягивают заново. И, разумеется, скручивают пробег. Вложения сравнительно невелики, зато машина сильно прибавляет в цене. Ныне вычислить «извозчика» стало легче: в электронных базах остаются свидетельства о выдаче разрешения на работу в такси. Не ленитесь провести такую примитивную проверку.
Бывает, что на спрос влияет репутация отдельных агрегатов. Чаще всего самых дорогих – двигателя и трансмиссии. В качестве яркого примера можно привести «сухие» роботы DSG первых серий, вариатор на Nissan Qashqai. И ими перечень отнюдь не исчерпывается. То же самое с двигателями. В России атмосферники пользуются большим доверием, нежели «турбы». Особенно если наддувный мотор слишком уж мелкого объема – вроде 1200 «кубиков» на «Кашкае» или «Октавии». А ведь бывал и здоровенный Ford Mondeo с наддувным литром о трех цилиндрах. По очевидным причинам такие версии к нам не поставлялись.
С моторами есть еще один нюанс. Самые ликвидные – «доналоговые», отдачей до 250 л.с. Транспортный налог не зависит от возраста автомобиля. А ведь с годами он дешевеет, и финансовая нагрузка ежегодного сбора для владельца становится все более существенной. Анализ объявлений показывает: при сортировке по цене от минимальной к максимальной сначала идут объявления с топовыми двигателями, а налоговыгодные предлагаются подороже.
«Зависнуть» в продаже машина может и из-за комплектации. Совсем голая базовая версия не в цене ни в одном сегменте. Даже «бюджетники» ныне хотят видеть с кондиционером и минимальным набором электроприводов. С другой стороны, топовые уровни оснащения тоже плохо расходятся, если речь идет о сравнительно недорогих моделях. Вариантов у хозяина два: долго продавать по адекватной, по его мнению, цене или отдавать автомобиль за те же деньги, что и исполнения попроще (что обидно). Если вы примеряетесь к модификации подороже, мониторьте сайты и, возможно, вам повезет.
Марка и модель тоже играют роль. Toyota в России продает сама себя и, кажется, с годами даже дорожает вне зависимости от модели. Ликвидны, в частности, и «Мазды». А вот «Пежо» и «Ситроены» у нас традиционно не в чести. По определению долго ждут покупателей редкие машины. Много ли в стране, например, ценителей итальянских или британских (за исключением «Ленд Ровера») брендов?
Посему тщательно выбирайте автомобиль, с которым собираетесь воссоединиться на ближайшие несколько лет. Запали на неликвид? Будьте готовы потерять при последующей продаже или, возможно, вложить больше предполагаемого в содержание. С другой стороны, можно выгадать при покупке, поторговавшись с отчаявшимся продавцом. Срабатывает и в обратную сторону: ходовая модификация быстро уйдет, когда решите от нее избавиться, однако и за выгодной ценой придется погоняться.