На всех продающихся в Европе новых легковых машинах обязательно должна быть установлена система контроля давления в шинах. У нас такого порядка нет. А жаль: штука полезная, способная сэкономить водителю деньги. А, может, даже и жизнь.
Давайте начистоту: проверка давления в шинах не входит в число не то что ежедневных, а даже еженедельных процедур ухода за машиной. Кто-то, может, вспомнит о существовании манометра раз в месяц. Большинство же проверяет колеса раз в полгода. И то не сами, а полагаются на ответственность мастера-шиномонтажника. А в повседневной жизни смотрят просто на глаз. Так нельзя!
От неправильно выставленного давления меняется площадь пятна контакта. Его именитые шинники рассчитывают долго и скрупулезно, проводя сотни часов тестов. А вы запарываете все их усилия своим халатным отношением. Подвести «безнадзорные» колеса могут и при торможении, и в поворотах. Иногда они наказывают рублем. Резина с избыточным давлением ускоренным темпом изнашивается по центру протектора. С сильным недобором воздуха внутри – одновременно по краям. Рабочую поверхность можно убить всего за сезон, и придется тратиться сразу на новый комплект покрышек (если повезет, то всего на пару).
Избежать неприятностей поможет система контроля давления в шинах. Как и любой ассистент водителя, она берет на себя рутинную проверку и беспокоит хозяина только тогда, когда возникают какие-то отклонения от нормы. «Наворот» старше, чем многие могут предположить. Много десятков лет назад он появился на военных полноприводниках. На них ставили централизованную подкачку колес, подключенную к пневматической системе автомобиля. Но не для безопасности движения. Играть давлением вездеходам нужно при преодолении сложных участков.
Из механического аксессуар стал электронным и прописался на гражданских машинах. Первое его применение относится к 1990-м годам, а уже в следующем десятилетии он стал массовым. Например, вышедший в 2004 году Peugeot 407 оснащался системой контроля давления в шинах во всех комплектациях. Общепринятое обозначение – TPMS, Tyre Pressure Monitoring System, но встречаются и иные аббревиатуры.
Возможных реализаций две. Первая – пассивная, работает через датчики ABS, которые есть на каждом колесе. Как только колесо теряет давление, у него изменяется диаметр, и пройденный им путь отличается от всех остальных. Датчики замечают это и выводят сигнал на приборную панель. Аналогично можно выявить и колесо с чрезмерным давлением. У такой архитектуры достаточно большая погрешность измерений. Зато дешево: никаких лишних деталей ставить не нужно.
В совсем примитивных вариантах просто загорается оранжевая пиктограмма колеса. Искать, в какой из четырех шин дело, предлагается водителю самому. Чуть более продвинутые помощники укажут на конкретную покрышку, но значение давления не покажут, ибо не измеряют его. Что есть норма, сначала задают на заводе, а потом этим должен заниматься водитель. После каждой замены колес (даже одного) необходимо выставить в них рекомендованное давление и нажатием клавиши в салоне «сказать» машине, что текущее состояние корректное. От него и будут высчитываться отклонения.
Другая реализация уже полноценная, ее применяют на машинах среднего и премиального классов. На каждом диске с внутренней стороны установлен датчик, который измеряет давление и передает цифры через блок управления на панель. Водитель может в любой момент посмотреть, в какой шине сколько воздуха. Для работы сенсоры оснащены долгоиграющими батарейками, служащими по несколько лет. Данные транслируются по воздуху, так что без технологий беспроводной передачи данных системы бы не было. Современные датчики весят 20 граммов и крепятся с обратной стороны ниппеля.
Штатно система контроля давления в шинах реализована даже на некоторых автомобилях В-класса. Например, она есть на «Солярисе». В сегменте D и выше без нее моделей, наверное, уже и не найти.
Можно поставить полезный наворот и самостоятельно, и это будет вариант с датчиками, то есть более продвинутый из двух возможных. Цена в зависимости от «породистости» может доходить до 10 000 рублей и выше. Поставить можно самому, или же обратитесь в сервис: услуга эта давно уже не экзотическая. Правда, в отличие от заводского варианта, данные придется считывать с отдельного дисплея – установленного на панели или со своего смартфона через мобильное приложение. Хотя, если заморочиться, есть варианты синхронизации датчиков давления с нештатной мультимедийной «головой». Китайцы предлагают все, что хочет рынок!
В пользу дооснащения или выбора автомобиля уже с этой опцией говорят результаты исследований. Так, Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) заявляет, что до обязательного внедрения TPMS шины с пониженным давлением ежегодно становились причиной порядка 250 000 аварий, 660 смертей и 33 тысяч увечий! После появления системы число ДТП упало до 8500, погибших – до 120. А еще, по данным той же организации, спущенные колеса ежедневно дают суммарный перерасход топлива около 16 тысяч тонн.