Парк электромобилей в нашей стране растет крайне медленно. В этом году в сегменте появился новый лидер – официально продающийся в России кроссовер Jaguar I-Pace. Вся самая свежая статистика собрана в нашей статье.
Электромобили в России – эксклюзив похлеще люксовых «Бентли» и «Роллс-Ройсов». Инфраструктура для экологически чистых машин находится в зачаточном состоянии, вот и отваживаются на покупку единицы. Главным образом, из числа тех, у кого есть возможность обеспечить зарядку около дома.
По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году россияне купили 144 новых электромобиля. Абсолютная цифра невелика, но в процентах рост из года в год стабильный и весомый. Для сравнения: в 2016-м машины с нулевым выхлопом выбрали 74 человека, в 2017-м – 95 (+28,4%). Таким образом, рост за последний год составил 51,6%.
Пионером официальных поставок электрокаров в Россию стала компания Mitsubishi с хэтчбеком i-MiEV. Однако субкомпакт со скромным запасом хода (в идеальных условиях летом он едва переваливал за сотню километров) за два миллиона рублей, понятное дело, оказался никому не интересен. Позже цену снизили вдвое, но и это не помогло, и продажи свернули.
Упавшее знамя подняли французы из Renault с еще более странным набором моделей. В холодную Россию решили поставлять электрические Twizy и Kangoo Z.E. Первый больше похож на мотоцикл, чем на автомобиль, а стоит – миллион! Второй стартует с 2,62 миллиона рублей, поэтому коммерсанты, тратящие на транспорт собственные средства, на него даже не смотрят. Тем более, что официальный запас хода зимой – всего 120 километров.
Однако перелом уже наметился. В декабре в России стартовали продажи Jaguar I-Pace. Этот электрический кроссовер уже из другой оперы. Премиальный бренд и набор опций, батарея на 90 кВт*ч, 400 л.с., снятые с двух электромоторов, запас хода – до 480 километров. У «британца» уже появились последователи от «большой немецкой тройки». Audi e-tron тоже выпускается серийно, и его появление ожидается на нашем рынке летом. В 2020-м должен подоспеть Mercedes EQC, да и баварцы с BMW iX3 задерживаться не собираются.
Пока же российские поклонники электрокаров, желающие приобрести машину с официальной гарантией и сервисной поддержкой, могут выбирать из двух «Рено» и одного «Ягуара». Но за 2018 году Twizy приобрели всего в семи экземплярах, Kangoo Z.E. не привлек никого. А вот I-Pace стартовал многообещающе: восемь сделок только за декабрь! Основной же спрос в сегменте новых электромобилей пришелся на машины, ввезенные частным порядком. Это 76 «Ниссанов Лиф», 53 «Теслы» (40 «иксов», 12 «эсок» и одна «трешка»).
Новых электромобилей больше всего покупают в Москве и Подмосковье (58 машин), Приморье (24 машины) и Санкт-Петербурге (10 машин). Если же смотреть на вторичный рынок, картина окажется совсем иной. За 2018 год сменили владельцев 2239 электрокаров. В лидеры по количеству сделок выходит Приморский край (438 штук). За ним идут Иркутская область (269 штук), Краснодарский (201 штука) и Хабаровский (195 штук), Амурская область (113 штук). Москва оказалась за пределами первой пятерки. В столице перепродали 92 электромобиля.
Любопытно, что больше 90% спроса на «вторичке» пришлось на одну модель – Nissan Leaf. Новых хозяев обрели 2092 хэтчбека. По 51 сделке пришлось на Mitsubishi i-MiEV и Tesla Model S. Также перепродано 16 BMW i3, 13 электрических «Калин», по восемь экземпляров Renault Twizy и Tesla Model X.
Весь российский парк электрокаров пока невелик. По состоянию на начало 2019 года аналитики насчитали всего 3,6 тысячи машин. Это недотягивает даже до доли в 0,01% от всех зарегистрированных в нашей стране автомобилей. Абсолютный лидер – Nissan Leaf. Японских электрических хэтчбеков по российским дорогам ездит 2,8 тысячи штук. На «серебряной» позиции находится Mitsubishi i-MiEV (295 штук). Далее расположились Tesla Model S (211 штук) и Model X (108 штук). До сотни экземпляров немного не дотянула «Лада Эллада» (96 штук). Остальные еще менее заметны: 33 Renault Twizy, 19 BMW i3 и восемь кроссоверов Jaguar I-Pace.
Больше всего экологически чистых машин зарегистрировано в Приморье (735 электрокаров). За ним не смогла угнаться Москва с Подмосковьем (546 электрокаров) и Санкт-Петербург (106 электрокаров). Если столица в «абсолюте» еще остается второй, но Северная столица пропускает вперед Хабаровский край (308 машин), Иркутскую область (299 машин), Краснодарский край (289 машин) и Амурскую область (147 машин). Отдельно отмечается, что в 75 субъектах федерации уже числится как минимум по одному электромобилю.
Есть и первые результаты 2019 года. За январь-февраль россияне купили 47 новых электромобилей (год назад – всего девять!). Больше половины спроса пришлось на новинку Jaguar I-Pace. В течение двух месяцев дилеры заключили 26 контрактов. Nissan Leaf впервые оказался вторым (14 машин). Также в статистику вошли пять кроссоверов Tesla Model X, по одному Renault Twizy и Tesla Model S.
На фоне этих «успехов» вспоминается прогноз главы Минэнерго Александра Новака, сделанный им в ноябре 2016 года.
«С 2012 года «Россети» реализуют всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, в соответствии с которой в Москве установлено порядка 30 зарядных станций, столько же – в других крупных городах России (Санкт-Петербурге, Ярославле, Челябинске, Сочи). В России к 2020 году может использоваться около 200 тысяч электромобилей, из них в московском регионе — около половины», — заявил министр.
На момент этого прогноза в России числилось меньше тысячи электромобилей.