Сейчас все мировые автоконцерны, а вместе с ними еще сотни сторонних фирм занимаются созданием автомобилей, которым не нужен водитель. Между тем, эта идея намного старше, чем можно себе представить!
Сегодня главный тренд автомобильной промышленности – беспилотники. Причем это касается не только производителей легковушек, но также грузовиков и даже мотоциклов. Нас уверяют, что в недалеком будущем именно такие транспортные средства будут господствовать на дорогах по всему миру. В том числе – и в России.
Скорее всего, мало кто сумеет правильно предположить, когда начались первые попытки заменить человека автоматикой. Это случилось почти век назад! Понятное дело, что тогда подобные идеи были научной фантастикой: автомобиль сам по себе только-только перешел из разряда экзотики в обыденное явление.
В далеком 1925 году американский изобретатель Фрэнсис Гудина на специальном мероприятии в Нью-Йорке впервые в мире презентовал кабриолет Chandler, который мог сам заводиться и переключать передачи, поворачивать руль и «бибикать». Тогда газеты писали, что казалось, будто машиной управлял призрак. Ну а жители Манхэттена были удивлены еще сильнее, ведь увидели транспортное средство, которое ехало по улицам самостоятельно.
Правда, в реальности это был скорее не автомобиль с автопилотом, а полномасштабная радиоуправляемая модель. Изобретатель лично контролировал перемещения своего детища из второй машины, двигавшейся следом. Выдавала суть конструкции огромная антенна, установленная позади переднего дивана, однако на этот нюанс тогда никто не обратил внимания. Практического применения изобретение так и не получило, ведь оно на десятилетия опередило время. Проигнорировали новатора и сами автоконцерны.
Но уже в 1930-х годах к похожей идее пришли инженеры General Motors. Для управления тоже предложили использовать радиосигналы, а дороги для беспилотников хотели соорудить по тому же принципу, что и рампы для скейтборда. Если автомобиль сбивается с курса, полукруглая конструкция попросту не дает ему выехать на встречную полосу или съехать в кювет. Макет мегаполиса будущего, получивший название «Футурама», был представлен в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Задумку не забросили, но реализовали только спустя двадцать лет, в 1950-х. Несколько концептов под общим названием Firebird оборудовали магнитными датчиками, которые принимали сигналы от электрокабеля, проложенного под асфальтом. Это был прототип «умной дороги». А на третью версию машины установили систему, которую тогда назвали автоилотом, а сегодняшним автомобилистам она известна как круиз-контроль. Разумеется, в те годы он был самым примитивным, не чета нынешнему адаптивному.
Проект получил большую поддержку. На территории США даже построили несколько полигонов для углубленных тестов. Но в серию изобретение не пошло.
В Европе первый прототип беспилотного автомобиля был представлен только в 1968 году. Седан Mercedes 250 был построен компаниями Continental, Siemens и Westinghouse. Его оснастили автоматической коробкой передач, магнитными датчиками и мехатроникой для управления педалями газа и тормоза, а также рулевым колесом. Под асфальтом, как и в американской идее, тоже был проложен электрокабель. Он был по сути виртуальным «рельсом», по которому ехал беспилотник. Проект, кстати, затеяли отнюдь не для дорог общего пользования, а для облегчения тестов шин.
Первый действительно умный автомобиль построил в 1980 году инженер Эрнст Дикманс. Он собрал в Германии группу изобретателей, которые сумели сконструировать на базе фургона Mercedes-Benz Vario беспилотник, который мог придерживаться заданного направления движения, перестраиваться и совершать повороты без участия человека. Носитель выбрали неслучайно: вместительный кузов коммерческой модели позволил разместить весь набор необходимого оборудования. Компьютеры тогда были совсем не такими компактными, как сейчас.
Работа этой команды специалистов легла в основу проекта «Прометей» концерна Daimler, начавшегося в 1987 году и просуществовавшего в течение восьми лет. Средства были потрачены колоссальные, однако и результаты достигнуты существенные. И все же Mercedes не получил радикального превосходства над конкурентами: внедрение обычного и адаптивного круиз-контроля, а также других систем безопасности шло у всех лидеров отрасли более-менее в одно и то же время.
Сегодня многие автомобили умеют самостоятельно набирать скорость и тормозить, электроника контролирует рядность движения и следит за знаками. Особо продвинутые модели умеют даже сами находить место на стоянке и парковаться. Но полностью передать управление роботу пока нельзя из-за отсутствия законодательной базы. Проще говоря, непонятно, кто будет виноват в случае аварии и вообще любого дорожного происшествия. Но и этот вопрос должен быть решен в ближайшее время, что откроет беспилотникам путь на дороги общего пользования.