Теперь в арсенале вазовских машин три вида автоматизированных коробок передач: классическая АКПП Jatco, вариатор этой же фирмы и робот с одним сцеплением на базе отечественной механики. Оцениваем ассортимент и прикидываем перспективы его развития.
После нескольких месяцев хождений по интернету слухов и догадок АвтоВАЗ выпустил первый официальный пресс-релиз о внедрении бесступенчатого вариатора на «Ладу». Машины с трансмиссией CVT появились на конвейере. Первым ей обзавелся псевдокроссовер «Иксрей Кросс», одна из последних новинок тольяттинцев. Новинку внедрили, «демонстрируя внимательное отношение к запросам потенциальных клиентов и стремясь обеспечить максимальное удовольствие от управления автомобилем».
В конструкции агрегата дополнительно используется двухступенчатый редукторный сектор. Это сделало вариатор компактнее и на 13% легче. Декларируется, что бесступенчатая трансмиссия повышает тяговые возможности, не боится пробуксовок и перегрузок, снижает расход топлива. Хотя особо больших нагрузок на переднеприводном кроссовере ей, откровенно говоря, и не светит. Максимум – езда с прицепом и непродолжительные буксования зимой. Последние сравнительно маловероятны, ведь под днищем «Иксрея Кросс» 215 миллиметров дорожного просвета. Посадить его на защиту картера при таких данные не так-то просто, и он будет двигаться вперед, пока гребут шины.
Вариатор Jatco, взятый для адаптации на «Лады», с 2010 года успешно используется на ряде моделей альянса Renault-Nissan. На нашем рынке он известен по «Логану» и «Сандеро» в исполнении Stepway City, «Каптюру» и последней новинке Renault Arkana, которая начнет продаваться в июле. Вариатор умеет имитировать до восьми квазипередач в зависимости от режима работы. Это избавляет от заунывного «троллейбусного» воя на одних оборотах при разгоне и создает иллюзию езды на автомате. Первым для внедрения выбрали «Иксрей Кросс» по той причине, что до сих пор эта модель представлена на рынке исключительно с механикой. Позже Jatco примерят обычный «Иксрей» и «Веста» (последняя, вероятнее всего, уже после рестайлинга).
Ассистирует вариатору 16-клапанный двигатель 1.6. У Renault он обозначается H4M, у «Ниссана» — HR16. В спецификации для «Иксрея» он выдает 113 л.с. и 152 Н*м. На кроссоверах французской марки двигатель на одну «лошадь» мощнее. Напомним, что на вазовский хэтчбек он уже ставился. С его 110-сильным вариантом «Иксрей» запустили в продажу в феврале 2016 года. Однако несколько месяцев спустя агрегат тихо убрали из линейки, оставив только вазовские моторы 1.6 и 1.8. Теперь он возвращается и, как и вариатор, позже пропишется под капотом «Весты».
Очевидно, «Лады» с Jatco CVT X-Tronic станут самыми дорогими в гамме. Импортный двигатель локализован на АвтоВАЗе, а вот трансмиссия идет из-за рубежа в сборе. Доплата за робот АМТ сегодня составляет 25 тысяч рублей. Полагаем, машины с вариатором окажутся еще тысяч на 40-45 дороже. Так что относительно ручной коробки доплата выйдет порядка 65-70 тысяч рублей. А это означает, что «Лада Иксрей Кросс» в топовом варианте рискует вывалиться за психологическую отметку в миллион рублей, ведь уже сейчас стоимость версии с механикой и двигателем 1.8 в 122 л.с. оценивается в 913 900 рублей.
Первой серийной «Ладой» с автоматом была «Гранта». На седан 4-ступенчатую АКПП Jatco начали ставить летом 2012 года. Потом ей одарили и «Калины» с «Датсунами», а вот к «Приоре» и «Весте» адаптировать не стали. На тольяттинских машинах коробка работает исключительно в связке с 16-клапанником в 98 л.с. У «Датсунов» сочетания иные – с 87- и 106-сильными агрегатами. Удивительное дело: даже с самым слабым мотором старый автомат работает изумительно. Мягкие и шустрые переключения не заставляют чувствовать водителя «вторым сортом» ни в городе, ни на трассе. Машина, конечно, не самолет, но по ощущениям едет на большие лошадиные силы, нежели заявлено.
Импортный автомат недешев. Сейчас для «Гранты» он стоит на 55 тысяч дороже модификации с «ручкой» и на 30 тысяч больше, чем машина с роботом. И все же Jatco остается в строю. Более того, недавно для него расширили предложение, начав устанавливать не только в комплектации Comfort, но и Luxe. Сегодня самая доступная «Гранта» с автоматом стоит 586 500 рублей. Для сравнения: на запуске в 2012 году было 373 300 рублей.
Два года спустя АвтоВАЗ презентовал собственное «автоматизированное» решение. С помощью компонентов немецкой компании ZF вазовцы превратили механику собственной разработки в робот с одним сцеплением. Летом 2014 года новинку первой примерила «Приора», а затем и все остальные переднеприводные модели «Лады» за исключением «Ларгуса».
Робот отличался крайне неспешной сменой передач и не всегда адекватной логикой работы. С выходом «Весты» проблемы обострились. От флагманской модели ждали другого уровня комфорта, которому коробка АМТ не соответствовала. Всплыли проблемы с недостаточным ресурсом сцепления. Узел меняли по гарантии, а впоследствии выпустили усиленный комплект. В прошлом году вышел робот версии 2.0 – с ползущим и зимним режимами, а также сокращенным в среднем на треть временем переключений. Стало гораздо лучше, но все равно АвтоВАЗу настоятельно рекомендовали и даже требовали дать альтернативу. Классических современных автоматов у альянса Renault-Nissan нет, так что пришлось остановить выбор на вариаторе. Ждем ездовой презентации, чтобы оценить новинку в деле.