Только за первые два десятка лет нынешнего века прекратили существование полтора десятка автомобильных брендов. Больше всего их исчезло в США и странах бывшего СССР, хотя и Европу печальное поветрие не обошло стороной. Вспоминаем все ушедшие в историю имена.
Америка стала родоначальницей понятия «доступный массовый автомобиль». Поэтому неудивительно, что именно за океаном марки машин появлялись и исчезали особенно активно. Пожалуй, одной из первых значимых потерь стал уход «Паккарда» в середине прошлого века. В веке XXI-м автомобильный мир ускорился, конкуренция ужесточилась, и концерны задумались об упразднении экономически неэффективных подразделений. Некоторые из них были совсем молодыми, но не обошли сокращением и заслуженные имена.
Из последних – Oldsmobile. Один из старейших брендов, он был основан в 1897 году. Увы, собственное столетие он пережил ненадолго. Владелец, концерн General Motors, упразднил компанию в 2004 году. За все годы было выпущено около 35 миллионов «Олдсмобилей», однако в конце XX века продажи упали, и вытянуть их вверх новинки фирмы не смогли.
Oldsmobile стал первой, но не единственной жертвой сокращения в GM в новейшей истории. Автомобили Pontiac выпускали с 1926 года, и их история завершилась в 2010-м. В Россию они никогда официально не поставлялись. Хотя в 2000-е годы к нам ввезли сравнительно немало кроссоверов Vibe, технически родственных с «Тойотой».
В том же 2010 году не стало джиэмовской марки Saturn. Ей на тот момент было всего 25 лет, так что вряд ли ее можно отнести к разряду значимых потерь. Идея создания отдельного молодежного бренда в середине 1980-х казалась интересной, но ставка не сыграла. С эмблемой Saturn выпускали перелицованные модели других брендов империи GM, в том числе – европейские «Опели». Покупатели так и не поняли, в чем их «молодежность» и отличия, и голосовали долларом за представителей более привычных марок.
У двух других представителей большой американской тройки потери оказались меньшими. Ford расстался с подразделением Mercury. Эти машины в иерархии автогиганта занимали промежуточное положение между доступными «Фордами» и премиальными «Линкольнами». Славная история, начавшаяся в 1938 году, завершилась в январе 2011-го. Чтобы понять обоснованность решения, приведем всего пару цифр. За последние десять лет существования Mercury спрос на большой седан Grand Marquis (аналог Ford Crown Victoria) просел со 122,6 до 28,5 тысячи штук, на внедорожник Mountaineer (он же Ford Explorer) – с 46,5 до 5,8 тысячи штук.
Ну а Chrysler упразднил бренд Plymouth, просуществовавший с 1928 года по 2001-й. Он выпускал недорогие машины, конкурируя с «Фордами» и «Шевроле». Хотя под занавес своей истории, в 1997-м, «Плимут» выпустил потрясающий двухместный спорткар Prowler в ретро-стиле. После закрытия марки его еще год делали с эмблемой Chrysler. Имиджевая модель ушла без замены.
В странах Восточной Европы тоже были потери. Легковую представительскую «Татру 700» перестали делать в 1999 году, но коммерческая техника под этой маркой еще выпускается. Так что фирма, ставшая автопроизводителем в 1897 году, формально еще жива.
В отличие от чешской «Шкоды», нашедшей себе приют под крылом могущественного «Фольксвагена», польский FSO сильного покровителя не привлек. В 1951 году он начинал с лицензионной копии советской «Победы», в конце 1970-х перешел на клон «Фиата 125Р» под именем Polonez, да так с этой машиной, неоднократно к тому моменту модернизированной, и завершил деятельность в 2002-м.
Румынскую компанию ARO конец настиг в 2006 году. Ее первая модель в 1957-м тоже имела советское происхождение. Это был внедорожник ГАЗ-69. В 1970-х годах марка выпустила полноприводники серий 10 и 24, которые просуществовали на конвейере до начала 2000-х. Автомобили были аскетичными, сродни нашим УАЗам, но неплохо расходились на экспорт. Из 380 тысяч выпущенных машин около двух третей отправили за пределы Румынии.
У британского «Ровера» долгая и сложная история. Автопроизводителем он стал в 1904 году и всего на один год пережил собственный вековой юбилей. У компании сменилось множество владельцев. В 1990-2000-е им был концерн BMW, но вывести в плюс многострадальный английский бренд не смог. Не помогла даже интересная новинка – седан и универсал Rover 75 (кстати, официально поставлявшиеся на российский рынок). В конечном итоге баварцы раздробили свой британский актив: Mini оставили себе, Land Rover ушел концерну Ford, а сам Rover – китайцам. Последние могут выпускать машины, пользоваться технологиями, но не именем. Так что сегодня наследие «Ровера» живет в Поднебесной под брендом Roewe.
Наконец, шведский Saab. Об исчезновении этих нетривиальных, быстрых машин с авиационными генами действительно стоит пожалеть! Небольшой фирме было не выжить без вхождения с кем-нибудь в альянс, но сотрудничество с GM не сделало компанию успешной. Не спасли и китайские инвестиции. Основанная в 1945 году, марка обанкротилась и остановила выпуск машин в 2011 году. Спустя два года она возобновила производство. Однако за 2013-2014 годы собрали всего 420 седанов Saab 9-3. В 2017 году на его базе в Китае представили электромобиль и объявили, что есть заказ как минимум на 150 000 экземпляров. С тех пор о судьбе проекта ничего не слышно. Скоро последний Saab 9-3 2014 года собираются продать с аукциона.