Продолжаем рассказывать о названиях и принципе работы продвинутых электронных помощников водителя, которых с каждым годом становится все больше.
Часть 1
Адаптивный круиз-контроль пришел на смену обычному. Последний ориентируется исключительно на заданную водителем скорость и не видит другие транспортные средства на дороге. Его адаптивный собрат, используя радар или камеру на ветровом стекле, помехи распознает. При наличии машины впереди он сам активирует тормоза, поддерживая безопасную дистанцию. Скорость вырастет до заданной, как только полоса освободится. Современные системы контролируют несколько рядов.
В адаптивном «круизе» заложено умение самостоятельно снижать скорость, однако систему автоматического торможения правильно вынести отдельным абзацем. Она срабатывает и без активированного круиз-контроля. Когда по курсу обнаруживается препятствие, автоматика сначала предупредит водителя светом и звуком, давая возможность затормозить самостоятельно. Если этого не происходит, компьютер берет работу на себя.
Системы автоторможения различаются по степени продвинутости. Какие-то срабатывают в самый последний момент, другие детектируют помехи издалека и умеют плавно снижать скорость. Одни видят только автомобили, их более навороченные аналоги – еще и небольшие объекты: мотоциклистов, велосипедистов, пешеходов. Разнится и диапазон скоростей, на которых работает электроника. Наконец, высшая ступень развития – умение перестроиться и остановиться на обочине, если электроника понимает, что водитель полностью утратил контроль над машиной (например, ему стало плохо).
На большинстве машин круиз-контроль идет в связке с ограничителем скорости. Задаете значение, и автомобиль его не превысит. Для городов с обилием камер видеофиксации нарушений удобнейшая вещь! Если экстренная ситуация потребует резко ускориться – не проблема: при резком нажатии на акселератор ограничитель отключается, и машина выходит за пределы лимита.
Важный элемент безопасности – состояние самого водителя. И для этого есть отдельная система контроля усталости. Нынешняя реализация ориентируется на количество подруливаний и равномерность давления на педаль газа. При проявлении нестабильности автомобиль предложит остановиться на отдых. Производители готовят более продвинутый вариант с камерой, отслеживающей положение головы и направление взгляда человека за рулем.
Система контроля рядности бдит постоянно и активируется при пересечении сплошной линии разметки или перестроении через пунктир без включенного поворотника. Как и у некоторых функций, описанных выше, здесь тоже есть несколько степеней развития. Самые примитивные системы – пассивные, они только предупреждают водителя световыми и звуковыми сигналами о потенциальной опасности. Электроника следующей ступени умеет подруливать, стараясь удержать машину в пределах своей полосы. Наконец, топовые варианты действуют превентивно и сами ведут автомобиль по центру ряда.
Существует система предупреждения о начале движения. Это для любителей «втыкать» в любимый гаджет даже за рулем. Камера на ветровом стекле видит, что поток машин впереди тронулся и, если водитель продолжает стоять на месте, возвращает его в реальность звуком. Полезная штука в нынешних реалиях!
От перепутанных педалей защитит система предаварийного управления акселератором. Она сканирует пространство вокруг автомобиля и фиксирует препятствия. Если помеха близко, а водитель полон решимости начать движение в ее сторону, электроника не даст этого сделать. Машина попросту не тронется с места. Система умная: видит большие объекты, но, к примеру, заехать на бордюр, пандус или эстакаду мешать не станет.
С переходом автомобилей на электронный джойстик коробки передач и клавишный стояночный тормоз было логично ожидать, что контроль над ними отдадут автоматике. Так и вышло. Из некоторых машин сегодня можно выйти, не заморачиваясь на лишние движения: остановился – и пошел по своим делам. А коробку в паркинг и «ручник» в рабочее положение при открывании двери автоматически переведет умный компьютер. Главное, не сделать так же по привычке в менее продвинутой модели.
Парктроник, думаем, в отдельном представлении не нуждается. Ультразвуковые датчики, установленные в бамперах, «видят» на полтора-два метра. Индикация светом и звуком предупреждает водителя о приближении к препятствию. На навороченных машинах парктроник дополнен системой автоматического торможения, если человек за рулем не реагирует на сигналы.
Еще один вариант парктроника – система помощи при выезде с парковки задним ходом. Те же ультразвуковые сенсоры работают с дальностью уже в несколько десятков метров. Такие способны предупредить о едущей по дороге машине, которую выезжающий водитель пока не видит. Для узких дорог и стоянки «елочкой» — отличный помощник.
Вершина развития парковочных ассистентов – автопарковщик. Он сам поставит машину параллельно или перпендикулярно дороге. Нужно только активировать его и дать возможность подобрать место достаточных размеров. Самые простые системы умеют только вращать руль, промежуточный вариант вдобавок сам будет переводить селектор автомата между «драйвом» и «реверсом», топовый уровень – поставить автомобиль, когда водитель из него уже вышел.
Наконец, последней упомянем систему контроля давления в шинах. Это тоже активная безопасность: спущенное колесо на скорости может стать причиной серьезной аварии. Этот помощник работает по двум алгоритмам. Более простой ориентируется по оборотам колеса: у спущенного их количество отличается от тех, что хорошо накачены. Такой ассистент предупредит о факте падения давления, но саму его величину измерять не умеет. Второй вариант – с установленными внутрь шин датчиками давления, выводящими на дисплей в салоне точное значение для каждого колеса.