Во всех странах бывшего СССР крупных автомобильных заводов и марок куда меньше, чем в Европе, Японии и США. Но и это невеликое разнообразие в последние 20 лет понесло большие потери.
Распад СССР, в мгновение ока переместивший новообразованные страны в новые экономические реалии, стал огромным потрясением. И все же подавляющее большинство автозаводов его пережили, хотя и распрощались с величием советского периода. Кто-то нашел свою нишу, сумел перестроиться и полноценно работает поныне. Остальные же, пережив 10-15 лет упадка, встали и постепенно стираются из памяти.
Столичный АЗЛК – гигант, запущенный в 1930 году, четыре десятка лет был единственным производителем машин среднего класса в СССР (ниже располагались «Запорожцы», выше – «Волги»). Потом появился ВАЗ, продукция которого ценилась автомобилистами больше. И все-таки сотни тысяч «Москвичей» находили своих покупателей даже в 1990-е годы. Модель 2141, несмотря на все недостатки, ценили за просторный и практичный салон.
Ко второй половине 1990-х «Москвич» смотрелся бледно не только на фоне иномарок, но даже вазовских машин. Последний глава АЗЛК Рубен Асатрян задумал вытянуть завод из кризиса выпуском «премиальных» версий. Появились удлиненный хэтчбек «Юрий Долгорукий», лимузины «Князь Владимир» и «Иван Калита», купе «Дуэт». Все они остались мелкосерийными. Завод встал уже в самом начале 2000-х годов. Официально банкротство признали в 2006-м, а само ОАО «Москвич» (последнее название завода) ликвидировали четыре года спустя.
Столичный ЗИЛ начал работу в 1916 году. История предприятия началась с грузовика – АМО-Ф-15, лицензионного «Фиата». Эта специализация сохранилась за заводом на все его годы, хотя он также был известен всем жителям Союза как производитель холодильников (для широких масс) и правительственных лимузинов (для правящей элиты).
После развала СССР среднетоннажные грузовики несколько выпали из экономической системы. ГАЗ вовремя придумал «Газель», буквально спасшую нижегородцев, а вот идея ЗИЛа с более крупным «Бычком» не пошла. Так и не придумав, чем привлечь покупателей, завод катастрофически терял объемы производства. Многочисленные идеи совместных предприятий воплощены в жизнь не были.
В первой половине 2010-х годов жизнь на некогда гигантском предприятии замерла. Новые столичные власти во главе с мэром Собяниным с превеликой радостью приговорили легенду советской промышленности к сносу, начав застраивать территорию коммерческой недвижимостью. Если наследие АЗЛК живет в виде завода «Рено Россия», от ЗИЛа скоро не останется ничего. Не нашлось в XXI веке и места лимузинам: вместо них родился не имеющий отношения к ЗИЛу бренд «Аурус».
Ижевский автозавод, основанный в 1965 году, большую часть своей истории прожил под контролем «оборонки» и в тени столичного «Москвича», от которого удмуртскому предприятию доставались модели. Производство автомобилей под собственной маркой завершалось поэтапно. В 2005 году с конвейера сошли последние легковые ИЖи семейства 2126 (лифтбек и универсал), а вот коммерческий фургон с индексом 27175 продержался еще семь лет. Правда, уже не с ижевской кабиной, а вазовской, от «классики». Но все ж таки официально это был ИЖ.
В условиях новой экономики завод занялся сборкой Kia Spectra и Sorento, однако кризиса 2008-2009 года этот проект не пережил. Помочь предприятию остаться на плаву помогли отношения с АвтоВАЗом: на ИжАвто с 2002 года выпускали ВАЗ-2106 и другую «классику». Ныне предприятие носит имя «Лада Ижевск». В 2012-2017 годах на нем производили «Ладу Гранта», а также Nissan Sentra и Tiida. Теперь же столица Удмуртии – единственное место рождения всех основных модификаций «Весты».
На Украине после известных событий 2014 года жизнь теплится только на КрАЗе и нескольких мелких предприятиях. Некогда флагман автопрома страны – Запорожский автозавод – остановил конвейеры, кажется, навсегда. Формально он был основан аж в 1863 году и почти сто лет занимался выпуском различной сельхозтехники. В 1961-м ЗАЗ освоил знаменитого «горбатого», «Запорожец» ЗАЗ 965. Разработали его на МЗМА (тогдашнее название столичного АЗЛК), но за неимением свободных мощностей передали на Украину.
На смену первой модели пришли 966-я и 968-я, также заднемоторные. Их эпоха завершилась в 1994-м, и завод продолжил жить только с условно современной «Таврией» — переднеприводным субкомпактным хэтчбеком. Затем основной продукцией стали лицензионные копии моделей Chevrolet, Daewoo и Chery. На них история завода и закончилась. После 2014 года жизнь в цехах практически замерла, и в 2018-м на ЗАЗе не собрали ни одной машины. Весной этого года имущество предприятия начали распродавать на торгах.
Завод ЛуАЗ имел предельно лаконичный модельный ряд – единственный, крайне аскетичный внедорожник на агрегатах «Запорожца» (в поздние годы использовались и другие компоненты) и его вариации. Сначала он звался ЛУАЗ 969, с 1990 года стал ЛУАЗом 1302. Выпуск завершили в 2002 году. Ныне предприятие входит в состав корпорации «Богдан» и занимается выпуском автобусов и троллейбусов, не помышляя более о собственном бренде.