В 2000-х после появления в России первых брендов из Поднебесной им прочили быстрый успех. На пороге уже 2020-е годы: время оценить, каких успехов добились китайцы на нашем рынке за этот срок.
Из китайских автомобилей «первой волны» более-менее приличным уровнем качества и, как следствие, хорошей репутацией запомнились только внедорожники Great Wall, которые многие выбирали как альтернативу отнюдь не блещущему надежностью «УАЗу Патриот». Остальные же оказались сомнительными «поделками». Апогеем китайского «качества» стал результат краш-теста Chery Amulet, проведенного в 2007 году изданием «Авторевю».
За прошедшие почти полтора десятка лет машины из Поднебесной значительно прибавили по дизайну, надежности, насыщенности опциями, ходовым характеристикам. Оснащение стало на уровне конкурентов, китайцы не боятся внедрять самые современные технологии (даунсайзинговые турбомоторы, преселективные роботы, адаптивный круиз-контроль) и выходить в новые сегменты рынка. Казалось бы, это должно было обеспечить успех в России. Но нет: бренды из Китая и поныне пребывают на третьих ролях.
По данным АЕБ, за январь-июнь текущего года в России продано 4032 автомобиля Geely. Это самая успешная у нас компания из Китая, в абсолютном зачете замыкающая топ-20 марок. Однако прогресс поражает: рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2018-го почти в четыре раза! Локомотив продаж Geely – это кроссовер Atlas. Он неплохо выглядит и, что редкость для «китайцев», имеет комплектацию с полным приводом. «База» стоит от 1 114 990 рублей, AWD-исполнение потянет как минимум на 1 444 900 рублей.
Haval, дилеры которого пристроили 3492 автомобиля, по сравнению с январем-июнем 2018 года прибавил втрое. Эта марка появилась в России как премиальный суббренд Great Wall. Последнего у нас уже нет, а статус потихоньку сменился на просто качественные машины из Поднебесной. Пожалуй, лучшие из тех, что у нас предлагаются. Но и цена под стать: флагманский рамный внедорожник Haval H9 стоит под 3 000 000 рублей!
Haval верит в российский рынок. Иначе зачем компании было строить собственный завод под Тулой, который уже на первом этапе способен выпускать до 60 000 автомобилей в год? А в перспективе – и хорошо за сотню тысяч! Столько китайских машин наши покупатели не «переварят» и в перспективе пяти ближайших лет. Причем всех брендов вместе, а уж об одном только «Хавейле» и говорить неловко.
Посмотрим, на какие высоты выведет компанию ее горячая новинка – вседорожник F7, первым вставший на тульский конвейер. В ближайшие недели к нему должна присоединиться купейная версия F7x.
Учитывая давность присутствия марки Chery в России (пусть и с пресловутым опозорившимся «Амулетом»), нынешние продажи просто смехотворны: всего 2767 машин за полгода. И это еще на 5% хуже, чем годом раньше. В портфолио только кроссоверы Tiggo с «числительными» индексами: 2, 3, 4, 5 и 7. Вскоре ожидается пополнение в лице флагманской «восьмерки» и ее премиального аналога Exeed TXL. Последний единственный из всех машин компании будет предлагаться с полным приводом. Пока же основную кассу бренду делает Tiggo 3, за который просят от 895 000 рублей.
У «Лифана» антирекорд: падение продаж по итогам полугодия сразу на 64%, с 7352 до 2654 автомобилей. Прежде именно эта марка лидировала среди представителей Поднебесной, но дни былой славы ушли. Связано это не с тем, что покупатели резко охладели. Просто с закрытием завода «Дервейс» в Черкесске фирма лишилась производственной площадки, и несколько месяцев дилерам практически нечем было торговать. В начале июля Lifan объявил, что начинает работать в полную силу. Сборку наладят у земляков – на тульском предприятии Haval.
Замыкает пятерку лидеров марка Zotye. Все ее 1004 проданных автомобиля – это исключительно заслуга дилеров. Потому что ни в рекламе, ни в прессе бренд вообще не фигурирует. Попробуйте найти отчеты о тест-драйвах его машин. А графика официального сайта отправляет пользователя в далекие 1990-е годы. Такая «темная лошадка» — удел покупателей, любящих рискнуть своими деньгами. И, кстати, в прошлом году спрос был еще выше, 1210 машин. В палитре Zotye два кроссовера и седан. Планируется ли расширение предложения, неизвестно. Впрочем, последняя новинка – модель Coupa – появилась тихо и обошлась без рекламы. Видимо, та же политика будет иметь место и с другими новыми Zotye.
У прочих «китайцев» продажи не дотягивают и до тысячи машин за полгода. С января по июнь оригиналы из числа российских автомобилистов приобрели 812 машин DFM, 557 «Чанганов», 466 FAW, 118 «Фотонов», 99 «Бриллиансов» и 21 штуку HTM. Добавим, что с 1 сентября в России стартуют продажи пикапов JAC T6 (самая дешевая иномарка в сегменте!), а осенью начнут ввозить автомобили GAC. Последняя марка позиционирует себя в Китае выше «Хавейла», так что дешево не будет.