Состояние экономики и уровень доходов россиян таковы, что о росте продаж машин остается только мечтать. Однако и минус в статистике оказался не таким пугающим, как того можно было ожидать. Отдельные бренды при этом умудряются показывать феноменальный рост.
После первых шести месяцев этого года спад спроса на новые машины в России составил 2,4%. В начале июля комитет автопроизводителей АЕБ был вынужден пересмотреть свой прогноз на год. Вместо роста на 3,6% он предположил, что рынок останется на прошлогоднем уровне.
Теперь, по прошествии уже трех кварталов, стало очевидно, что и такой сценарий несбыточен. За январь-сентябрь реализация просела на 2%. Это означает, чтобы выйти в плюс по итогам всего года, продажи за оставшиеся три месяца должны выйти в существенный плюс. А этого не случится. Впрочем, призрачный шанс на прогресс есть. Увы, он связан с тем, что после роста последует еще большее замедление.
«Продажи сентября были на уровне того же месяца прошлого года, что является неплохим результатом, принимая во внимание отрицательную динамику последних месяцев. Кумулятивные продажи за период с января по сентябрь год к году — все же минус 2%. С учетом оставшихся трех месяцев в текущем году АЕБ ожидает годового результата 1,76 миллиона штук», — высказал свое мнение глава комитета автопроизводителей Йорг Шрайбер. То есть теперь организация прогнозирует падение на 2% за 2019 год.
Йорг Шрайбер добавил, что присутствует элемент неопределенности. Речь идет о новом существенном увеличении утилизационного сбора в 2020 году, которое обсуждается в правительстве. Если такое решение будет принято, это поставит вопрос о долгосрочной перспективе российского автомобильного рынка в целом. Однако краткосрочно продажи импортных автомобилей могут получить искусственное ускорение. Разумеется, за счет продаж в последующий период.
Тройка лидеров с падением покупательской активности не столкнулась. За девять месяцев «Лада» прибавила на 2%, Kia и Hyundai остались при своих (0%). Околонулевые значения и у идущих следом: -1% у Renault, +2% у Volkswagen. При этом в прошлом месяце французы сумели выстрелить вверх сразу на 28%. Из лидирующей группы хуже всего обстоят дела у «Ниссана». Минус составляет 16%. А Skoda, напротив, увеличила реализацию на 7%.
Mercedes в прошлом месяце вошел в топ-10 брендов, опередив УАЗ и Mitsubishi. Однако по итогам трех кварталов BMW расходились лучше: 30 236 машин против 29 632. Идущий на «бронзовой» позиции среди премиальных брендов Lexus конкурировать с немцами на равных не может: всего 15 610 клиентов, что на 13% хуже прошлогоднего результата. Audi сумела стабилизировать ситуацию. После многих месяцев явного минуса у «колец» за январь-сентябрь снижение всего на 1%, до 11 346 автомобилей. Остальные игроки премиум-сегмента недотягивают и до 6000 машин.
Природа роста спроса на «Датсуны» на 21% необъяснима: новинок у марки нет и не предвидится. Ford разнес статистику по легковым и коммерческим автомобилям на две разные строчки. Первых за три квартала купили меньше на 43%, а в сентябре – вовсе на 90%. Остатки машин у дилеров подходят к концу. Зато рабочие «Форды» на коне: рост на 11% с начала года и на 30% в прошлом месяце.
Haval за счет запуска завода под Тулой, агрессивной рекламы и новой модели F7 летит вверх по таблице, как на крыльях. Умопомрачительные цифры: +282% за девять месяцев и +452% в сентябре! У Geely итоги скромнее, но тоже ничего себе, +228% и +122% соответственно. Локомотив продаж – кроссовер Atlas. У бренда Changan спрос взмыл на 118%, но это только за первый осенний месяц. С начала года у него скромные +2%.
Lifan собирается перезапуститься в России после потери сборочной площадки в Черкесске с одним вседорожником «родного» китайского производства. Пока же этого не произошло, и в статистике значится -69% с начала года. Не успели войти в отчет и вернувшиеся к нам «Равоны», но уже с октября какие-то цифры должны появиться. На 41% меньше покупателей стало у компании Zotye.
Редкий за последние годы случай в модельном зачете. Разрывы между машинами столь велики, что, скорее всего, места в топ-7 уже можно назвать распределенными. «Золото» будет у «Лады Гранта», за ней расположатся «Веста», Kia Rio, Hyundai Creta, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и «Лада Ларгус». У Polo, к слову, в 2020 году должна появиться замена, и спрос вырастет.
В группе среднеразмерных кроссоверов первым идет Kia Sportage, за ним Volkswagen Tiguan. Их продажи растут, а вот идущая третьей Toyota RAV4 теряет поклонников. Впрочем, с 1 октября открылся прием заказов на машину нового поколения. В теории это должно подстегнуть спрос. Если, конечно, поклонников модели не отпугнет достаточно высокая цена. Прочно обосновался в топ-25 кроссовер Skoda Kodiaq. Он ныне даже востребованнее «Октавии»! Заметнее всего просадка у «Лады Иксрей» и Renault Kaptur.
Не исключено, что в оставшиеся три месяца мы увидим и другие сюрпризы в модельном зачете. А вот глобально ситуация на отечественном авторынке вряд ли изменится, и год завершится с минусом.