Длинный список оборудования теперь не удивляет даже на «Ладах» и УАЗах. В борьбе за покупателя даже недорогие массовые модели предлагают множество опций. Не все из них работают толково, а иные и вовсе станут выброшенными деньгами.
У каждого владельца свои особенности эксплуатации машины, и под них он выбирает себе набор опций. Кто-то, допустим, часто меняется с женой за рулем одной машины, и ему будет полезна функция памяти настроек сиденья и зеркал. Другой рулит всегда сам, и ему этот наворот без нужды. Точно так же кому-то могут показаться обязательными, к примеру, продвинутые фары (часто ездит за городом) и кожаный салон (его легче поддерживать в чистоте при наличии собаки или маленьких детей), а другой на них даже не посмотрит. Но в нашей подборке мы собрали те опции, полезность которых очевидно невелика для подавляющего большинства покупателей.
Первой хочется упомянуть роботизированную коробку передач с одним сцеплением. Ни одному автоконцерну не удалось сделать ее работу адекватной! А пробовали и в Европе, и в Японии, и в России. После доработок вазовская трансмиссия АМТ стала более-менее приличной, но это ее не спасло: в Тольятти отказались от робота в пользу более дорогого, но и более приятного в эксплуатации вариатора Jatco. Примитивный аналог автомата оставили только на бюджетной «Гранте».
Основной плюс автоматизированной трансмиссии у робота есть – это отсутствие третьей педали. Но не все готовы мириться с рывками при переключениях и заметными подтормаживаниями при смене передач. Их можно свести к минимуму, но тогда сократится ресурс недешевого сцепления. Идеала не достичь! Робот подойдет только очень неспешным водителям или тем, кто «слаще морковки» ничего не пробовал. Любой другой тип автоматизированной трансмиссии лучше на голову.
Не уходя далеко от трансмиссионной темы вспомним о подрулевых лепестках смены передач. На «гражданские» машины они пришли из автоспорта, где на счету каждая десятая доля секунды. Но зачем они на обычных улицах? Даже обычной функцией ручного переключения в автоматах пользуются единицы водителей, а уж лепестками – еще меньше. Все дело в том, что сильно изменить характер работы коробки ручной режим не в силах. Если трансмиссия адекватна, то и «помогать» ей не нужно. А если это что-то вроде пресловутого робота с одним сцеплением, то никакие манипуляции ему не помогут.
Даже в помешавшейся на экологической теме Европе многие (если не большинство!) водителей отключают систему старт-стоп. Придумали ее в угоду «зеленым», но в реальности снизить расход топлива и количество вредных выбросов она способна на мизерный процент. Вы этого даже не заметите! В минусах получите повышенные нагрузки на стартер и аккумулятор. Да, на машинах со старт-стопом они усиленные, подготовленные к «особым условиям» работы. Но и стоят они при замене других денег. Вдобавок система очень раздражает в вялотекущей пробке постоянными перезапусками мотора.
Штатная встроенная навигация, вероятно, через несколько лет исчезнет из автомобилей. Современным требованиям она уже не отвечает. Карты обновляются раз в несколько месяцев, причем у большинства марок для этого нужно ехать к дилеру. Поддержка пробок если и присутствует, то в не самом лучшем виде. В результате владельцы даже люксовых машин смотрят на «Яндекс» или Google в своем смартфоне. Там и карты обновляются в режиме реального времени, и вся дорожная ситуация отражена. Вместо встроенных навигаторов станут актуальны системы «отзеркаливания» экрана смартфона на штатный дисплей: Android Auto, Apple CarPlay и «Яндекс.Авто».
Есть бесполезные помощники и из числа самых свежих опций, появившихся совсем недавно. Система автоматической парковки была придумана в помощь тем, кто не справляется с маневрами в ограниченном пространстве. Набор умений вроде бы неплохой: ассистент умеет ставить машину параллельно и перепендикулярно, сам рулит, может помочь и с выездом с парковочного места. На деле же большинство подобных комплексов требуют достаточно большого пространства, чтобы вписать в него автомобиль. При помощи парктроника и камеры заднего вида человек припаркует машину и на меньшей длине. К тому же автопарковщик весьма неспешен. В пустом дворе это не проблема, а вот на узкой улице, где за вами стоят те, кому вы загородили проезд, такой алгоритм не в кассу.
Полезность системы камер кругового обзора напрямую зависит от качества картинки с них. На иных моделях едва ли можно понять, что показывается на дисплее. И уж тем более сложно распознать какие-то мелкие препятствия. Так что совет: перед тем, как заказать машину с этой опцией, воочию убедитесь, что она не будет бесполезной. При хорошем изображении система позволит припарковаться, вообще не глядя в окна и зеркала – достаточно будет картинки на экране.
Функция бесконтактного открывания багажника – штука полезная, когда вы подходите к автомобилю с занятыми руками. Однако пока у многих брендов она реализована с помощью датчика под задним бампером. Чтобы он сработал, перед ним необходимо махнуть ногой. Проблем целый ворох: удержать равновесие, не упасть в гололед, не испачкать брюки, точно угадать место расположения сенсора. Не говоря уже о том, что в российской слякоти он запросто может «ослепнуть». Короче говоря, в реальной жизни оказывается неудобно. На смену уже идет другая технология. Достаточно просто несколько секунд постоять около багажника: электроника «увидит» ключ и распахнет створку. Никаких действий от владельца не потребуется.
Наконец, еще одна редко используемая опция – голосовой помощник. Как и в случае с навигацией, автомобильный вариант на порядок хуже того, что уже реализовали «Яндекс», Google и другие производители для мобильных гаджетов. Машина понимает только шаблонные фразы, которые необходимо выучить, и зачастую не с первого раза. Общаться с ней простым человеческим языком не получится. Тут, полагаем, вопрос времени. Как только смартфоны более глубоко интегрируются в автомобильные системы, улучшится и качество голосовой поддержки.