В Европе и США регулярно составляют перечни моделей, которые больше и меньше всего дешевеют на вторичном рынке. У нас это делают нечасто, но последний опыт оказался примечательным. Машинам-лидерам по сохранению стоимости даже вручили премии.
Отсутствие рейтингов сохранения стоимости на вторичном рынке у нас легко объяснить. Как сделать их корректными, если после обвала рубля в конце 2014 года рост цен на новые машины составил для некоторых моделей 75% и больше? Выглядит смешно, когда статистика утверждает, что трехлетний автомобиль можно продать дороже, чем он стоил новым. Однако такая ситуация на нашем рынке действительно имела место. Да и после основной волны валютных потрясений ценники в автосалонах продолжают перманентно лезть вверх. А ведь именно на них ориентируются при составлении объявлений владельцы свежих машин.
И все же совсем без статистики нельзя. Портал auto.mail.ru и агентство «Автостат» презентовали недавно обширный рейтинг сохранения остаточной стоимости автомобилей. Базой для анализа послужили данные по 2100 модификациям машин полусотни брендов. Все – из числа официально представленных в России. Сравнивали стоимость нового экземпляра в 2016 году, когда основной рост цен после кризиса уже прошел, и стоимость перепролажи на «вторичке» в 2019-м. Результатом стал выведенный индекс остаточной стоимости. Автомобили проранжировали не только по классам, но и по статусу, разделив на группы «Стандарт» и «Премиум».
Начнем с массовых машин. В сегменте В, самом продаваемом в России, выгоднее всего владеть Renault Sandero. Его, по данным исследования, можно в трехлетнем возрасте продать за 85% от цены нового. В тройку лидеров также вошли Volkswagen Polo (81%) и Kia Rio (78%).
Классом выше наиболее устойчивыми к потере цены признаны Hyundai Elantra (82%), Toyota Corolla (79%) и Mazda3 (79%). Обратите внимание: если в первой группе лучшей всех «сохраняются» модели из числа наиболее ликвидных, то в гольф-классе никого из лидеров по продажам не наблюдается. Бал в нем, напомним, правят Ford Focus, Kia Ceed и Skoda Octavia. Продажи «Мазды3» после 2014 года вообще стали практически штучными.
Зато дальше все снова становится на свои места. Сегмент D выдвинул в лидеры седаны Kia Optima (82%), Toyota Camry (79%) и Mazda6 (79%). Интересна ситуация среди маленьких полноприводников. Здесь предсказуемо оказались выгодными Hyundai Creta (88%) и Renault Duster (82%) как очень ликвидные на вторичном рынке машины. А третьей стала «Нива» с результатом 81%.
В остальных категориях на первые места никого не пустила Toyota, подтвердив миф о том, что ее машины с годами чуть ли не дорожают. Это RAV4 (82% среди SUV-C), Land Cruiser Prado (77% среди SUV-D), Land Cruiser 200 (79% среди SUV-E) и Hilux (86% среди пикапов). Напомним также, что Corolla и Camry в своих подгруппах оказались вторыми.
У премиальных автомобилей картина несколько иная. Потери стоимости серьезнее. Редкие модели переваливают за 70%, и по большей части это кроссоверы с внедорожниками. Больше всего теряют владельцы представительских седанов. Лидер, Mercedes S-класса, позволяет вернуть в трехлетнем возрасте меньше двух третей изначальных вложений (65%). За ним BMW 7 серии с 64%, а третьим оказался Jaguar XJ с 52%. Это означает, что у остальных показатели еще хуже, а там есть и Audi A8, и Lexus LS.
Среди легковых бал правят «Мерседесы». А-класс с 69% обошел Audi A3 (68%) и родственника CLA (68%). «Цешке» для победы хватило 68%, за ней расположились Audi A4 (68%) и Volvo S60 (67%). В следующей группе первым оказался Lexus ES (71%), зато в преследователях у него сразу два представителя Штутгарта – CLS (66%) и Е-класс (64%). Вырвал Mercedes победу и в компании самых маленьких кроссоверов. GLA (70%) оказался выгоднее, чем BMW X1 (66%) и Audi Q3 (65%).
А вот среди полноприводников покрупнее снова в фаворе концерн Toyota. Только уже с маркой Lexus. Среди SUV-D за ними две первые строки (RX с 78% и NX с 73%), из SUV-E медленнее всех дешевеет LX (77%). Тут, кстати, «Мерседесов» уже нет. Оставшиеся места заняли Porsche Macan (70%), Audi Q7 (76%) и Volvo XC90 (73%).
Таким образом, вне зависимости от класса машины, выгоднее всего выбирать «Тойоты» и «Лексусы». В массовом сегменте медленнее прочих дешевеют обычно лидеры продаж, в премиальном – «Мерседесы».
Попутно «Автостат» представил примерную структуру затрат за пять лет или 100 000 километров пробега на новый автомобиль, купленный примерно за миллион рублей. Его эксплуатация и содержание обойдутся примерно в ту же сумму! Большую часть, 35-38%, сожрет потеря стоимости. От четверти до 30% трат придутся на топливо. Еще 20-25% улетит на страховку ОСАГО и каско (пока машина свежая). И только около 10% — это прочие затраты вроде незапланированных ремонтов и приятных подарков машине.