С 26 мая по инициативе Киева прекращено авиасообщение между Украиной и Белоруссией. Крайне негативных последствий этого шага ждут сотни тысяч украинцев. В особенности те, кто непосредственно связан с белорусскими нефтепереработчиками. Потому что в качестве ответных санкций соседняя страна может заблокировать экспорт ГСМ в Незалежную.
Фото: Геннадий Черкасов
Украина вот уже почти 20 лет как основательно «подсела» на импортируемые из Белоруссии всевозможные нефтепродукты. Причин переходить на другой импорт, например, азербайджанский, до сей поры не было. ГСМ из Республики Беларусь всегда отменного качества, Новополоцкий и особенно Мозырский НПЗ располагаются недалеко от границы и это соответствующим образом отражается на стоимости энергоносителей.
По разным оценкам, украинский рынок бензина как минимум на 40% «белорусский», а еще сябры контролируют четверть рынка дизельного топлива. Белоруссия фактически заправляет всю украинскую военную технику. Ведь стоимость их бензина, авиационного керосина и солярки запросто перебивает коммерческие предложения из европейских стран.
Воскресный инцидент с лайнером «Ринэйр» оказался как нельзя некстати для многих соседствующих с Белоруссией стран. Украина, как это часто случается при президенте Владимире Зеленском, инстинктивно «побежала впереди паровоза». Стремясь обогнать даже США по части «приверженности идеалам демократии», правительство Дениса Шмыгаля ввело строгие санкции к компании «Белавиа». Тем самым больно ударив по собственным аэропортам, успешно работающим с белорусской авиакомпанией. Львовский Международный аэропорт им. Данилы Галицкого, к примеру, будет ежемесячно терять от отмены авиарейсов в Минск по миллиону гривен ($36 млн.).
Из-за этой «санкционной поспешности», считает директор Киевского института политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, лидер РБ теоретически может «вогнать» Украину в состояние энергетического коллапса. Лукашенко стоит лишь произнести короткую фразу: «Ни грамма ГСМ этим неблагодарным…!», — и стоимость любого из сортов «овса» для эксплуатируемых в нашей стране «железных коней» скакнет до небес!
Корреспондент «МК» вчера имел возможность своими глазами наблюдать за реакцией водителей автоцистерн, развозящих белорусскую «горючку» во все концы Украины. Взрослые мужики пребывают в состоянии подавленности. Ибо эта их развозка на АЗС вполне может стать последней…
Азербайджанцы первыми «подстраховали» Киев. Одной из известных украинских сетей заправочных станций «перепали» две тысячи тонн дизтоплива. Новый партнер украинцев обещал, по условиям договора, поставить стране в мае 100 тысяч тонн солярки плюс 12 тысяч тонн сжиженного газа. Увы, в силу объективных причин, и газ, и дизель начнут приходить в Одесский порт в лучшем случае к концу первой декады июня. Оговоренная партнерами стоимость дизтоплива, вне всякого сомнения, будет превосходить «белорусский вариант».
Немалая часть украинских граждан полагаются на благоразумие белорусского лидера. Лукашенко-де не захочет под влиянием сильных эмоций «высечь себя» путем отказа от важного рынка сбыта.