Европейская прокуратура начала расследование закупок вакцины от коронавируса в ЕС. И внимание общественности в этой скандальной истории привлекла роль президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен.
Фото: Global Look Press
Прокуратура ЕС заявила, что расследует закупку Евросоюзом вакцин против коронавируса во время пика пандемии COVID-19. Тем не менее, уклончивое объявление не содержало почти никаких подробностей — ничего о том, кто именно стал объектом расследования, какие потенциальные преступления изучаются или почему прокуратура предприняла этот шаг именно сейчас. Как отмечает Politico, рассказывая о расследовании, «это скандал, который не утихнет — и порождает больше интриг, чем ответов».
В течение нескольких месяцев на президента Европейской комиссии оказывалось давление с тех пор, как Урсула фон дер Ляйен признала, что обменивалась текстовыми сообщениями с генеральным директором фармацевтической компании Pfizer Альбертом Бурлой, пока ЕС вел переговоры о контракте на вакцину с компанией. Два наблюдательных агентства ЕС уже упрекнули фон дер Ляйен по этому поводу, выразив свое недовольство отказом Комиссии предоставить тексты.
Но занимается ли этим делом Европейская прокуратура? Пока нет способа узнать, отмечает Politico. Тем временем издание анализирует, что это расследование может означать для фон дер Ляйен и ЕС, и изучает, что (или кто) еще может оказаться под прицелом прокурора ЕС.
Началась эта история с того, что в апреле 2021 года фон дер Ляйен сообщила New York Times, что в течение месяца обменивалась сообщениями с генеральным директором Pfizer в преддверии подписания ЕС контракта с американским фармацевтическим гигантом.
В рамках сделки Комиссия обязалась купить 900 миллионов прививок производства Pfizer-BioNTech от имени членов ЕС с опционом на покупку еще 900 миллионов.
Эти замечания вызвали разговоры о том, работала ли фон дер Ляйен внештатно во время переговоров по контракту и обходила ли она обычные каналы. Журналисты запросили доступ к текстам, но им сказали, что таких сообщений нет.
Но позже омбудсмен ЕС сообщил, что Комиссия никогда прямо не просила команду фон дер Ляйен предоставить текстовые сообщения, поскольку не считала их «документами», заслуживающими сохранения. В отчете о своих выводах омбудсмен назвал такой подход «недобросовестным администрированием».
Комиссия возразила, что не может предоставить тексты, потому что «краткосрочные, эфемерные документы не хранятся».
Другой наблюдательный орган ЕС, Европейская аудиторская палата, позже провел собственное расследование. Агентство обнаружило, что фон дер Ляйен вмешалась в ранние переговоры с Pfizer и отстранила обычные переговорные группы, чтобы лично обсудить предварительную сделку.
«Мы попросили Комиссию предоставить нам информацию о предварительных переговорах по этому соглашению», — говорится в отчете суда. — Однако ничего не последовало».
Официальный представитель Pfizer недавно сообщил Европейскому парламенту, что компания не заключала контракт на вакцину с помощью текстовых сообщений. Но хотя юридическая сторона самого контракта могла быть определена группой юристов, неясно, какие политически чувствительные решения были приняты на этих важных предварительных переговорах, о которых нет публичных записей.
«Итак, что мы можем сказать о том, расследует ли это прокурор ЕС?», – задается вопросом Politico: «Не так много, к сожалению. Время интересное, но прокурор ЕС вполне может расследовать любой из многочисленных контрактов на вакцины, подписанных ЕС, а также других официальных лиц внутри или вне Комиссии».
Один фактор, который следует учитывать: в компетенцию прокуратуры ЕС входит расследование нецелевого использования средств ЕС. И большая часть вакцин в конечном итоге была оплачена членами ЕС, а не самим Евросоюзом. Однако 2,5 миллиарда евро из денег ЕС были использованы для финансирования некоторых первоначальных затрат на производство вакцины.
Насколько плохо это может обернуться для Урсулы фон дер Ляйен? Учитывая, что прокурор ЕС специально расследует уголовные дела, невозможно переоценить, насколько плохо это будет для фон дер Ляйен, если она окажется замешанной в расследовании. Но опять же, доказательств пока нет, констатирует Politico.
На днях представитель Комиссии заявил, что «пока не получал никакой информации по этой теме».
Тем не менее, этот вопрос потенциально токсичен для Урсулы фон дер Ляйен, учитывая ее участие в аналогичном скандале, когда она была министром обороны Германии. В ходе расследования заключения Германией выгодных оборонных контрактов во время ее пребывания на посту главы минобороны выяснилось, что данные были стерты с телефонов фон дер Ляйен, что помешало их использованию в расследовании. Хотя следователи оправдали фон дер Ляйен в этом вопросе, она заявила в ходе парламентского расследования Германии, что «уроки были извлечены».
Как напоминает Politico, Урсула фон дер Ляйен также знакома с миром фармацевтики. Ее муж Хайко — директор американской биотехнологической компании Orgenesis, а по образованию она — врач.
Кто еще может быть объектом расследования? Ранее в этом месяце премьер-министр Албании Эди Рама произвел фурор, когда признал, что министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо нарушил правила контракта на вакцины, чтобы сделать Албании прививки по гуманитарным соображениям в начале пандемии. Но это, по-видимому, выходит за рамки компетенции прокурора ЕС, поскольку вакцины были закуплены на итальянские средства, и это пожертвование, похоже, не соответствует планке «чрезвычайно высокого общественного интереса».
Что дальше? Вероятно, предполагает Politico, много молчания со стороны прокурора ЕС и много слухов в Брюсселе — пока следователи не внесут большей ясности (или журналисты не выяснят больше).