В 2019 году родом из Китая была каждая пятая новинка российского рынка. В 2020-м Поднебесная не собирается сбавлять обороты: компании анонсировали немало премьер, так что нелишне будет уделить им отдельный материал.
Ушедший год отметился небывалой активностью в России китайских брендов. Новинок и инфоповодов от них было очень много. В сочетании с тем, что марки из Японии, Кореи, Европы и США представили у нас сравнительно небольшое количество премьер, это привело к тому, что на долю Поднебесной на российском рынке пришлась каждая пятая свежая модель. Такого не было даже в первую волну прихода «китайцев» в начале 2000-х годов.
Главной новостью, безусловно, стал запуск завода Haval в Тульской области. Впервые компания из Китая организовала сборку в России не на площадке местного партнера, а построив с нуля свое собственное производство. И какое: мощность до 60 000 автомобилей в год заложена на старте, но в пределе ее можно увеличить до 150 000 и более машин ежегодно. Даже с учетом того, что спрос на «Хавейлы» в России за 2019 год вырос вчетверо и по итогам 11 месяцев (годовая статистика будет чуть позже) перевалил за 10 000 машин, размах производства чрезмерный. Оно не будет полностью загружено и через пять лет!
Но мы заглядываем в 2020 год. За последние 12 месяцев Haval выкатил на наш рынок кроссовер F7 и его купейный вариант F7x. Они-то и позволили марке показать такие успехи. О новинках на наступивший год китайцы пока молчат. В их традициях представлять машины «сюрпризом». К тому же для нас рынок Поднебесной не так открыт в своих деталях, как, например, европейский, поэтому предсказывать сложно вдвойне. Но, полагаем, в России должен появиться Haval H6 второго поколения, уже не первый год доступный у себя на родине.
Вторым по популярности китайским брендом в России по итогам 2019-го стал Geely. Основа успеха – кроссовер Atlas. Его делают в Белоруссии на предприятии «БелДжи», и за прошлый год собрали больше 10 000 единиц. На 2020-й анонсировано три премьеры для нашего рынка. Первым, уже к марту, должен подоспеть паркетник Coolray (также известен как SX11). Автомобиль построен на новой модульной платформе BMA – результате усилий компании Geely при поддержке принадлежащей ей шведской Volvo.
Во второй половине года ожидаются рестайлинговый Atlas под названием Atlas Pro и кросс-купе Geely FY11. О последнем стоит рассказать более детально. Он базируется на «тележке» CMA – той же, что лежит в основе компактного Volvo XC40. От «шведа» взяты и турбомоторы с коробками. Можно сказать, россиянам предложат кроссовер Volvo с китайской эмблемой и в более стильном кузове а-ля купе. Дизайн у FY11 (на заглавном фото) действительно яркий! Ценовым конкурентом Renault Arkana (1-1,5 миллиона рублей) он вряд ли станет. Скорее, его прямым соперником окажется Haval F7x (1,55-1,9 миллиона).
Chery в прошлом году оказалась третьей среди «китайцев», но успехи более чем скромные: чуть больше 5,5 тысячи автомобилей за январь-ноябрь. Из доступных моделей новинок не ожидается. Компания планирует представить российским покупателям две сравнительно дорогие машины. Это соплатформенные кроссоверы Tiggo 8 и Exeed TXL. Второй – это новый премиальный суббренд Chery. Предыдущие благополучно провалились, но фирма не оставляет попыток закрепиться в сегменте.
Если на «восьмерку» полный привод не ставят, то для TXL он в дорогих комплектациях заявлен. Основной мотор для обоих автомобилей – 1.6 турбо мощностью 197 л.с. (в китайской спецификации). Он агрегатируется с 7-ступенчатым преселективным роботом. Ценник предполагаем в диапазоне 1,5-2 миллиона рублей. По имеющимся данным, процедура сертификации обеих машин уже запущена.
Китайцы смекнули, что россияне, готовые покупать автомобили из Поднебесной, предпочитают кроссоверы. А потому иные типы кузова к нам уже практически не ввозят. И все же два оригинала в 2020 году могут сыскаться. Chery прикидывает, стоит ли запускать продажи седана Arrizo GX, а на официальном сайте FAW уже анонсирован скорый старт четырехдверки В30. Полагаем, чуда не произойдет, и обе машины тихо и достаточно быстро исчезнут из дилерских центров по причине мизерного спроса.
Компания JAC запустила в 2019-м в России пикап Т6 в дополнение к стартовавшим в 2018-м переднеприводным паркетникам S3 и S5. На начавшийся год фирма планирует еще две новинки. Это еще один компактный кроссовер S4 и флагманский семиместный S7 (по китайской традиции – тоже моноприводный). Из всей гаммы наибольшие шансы на успех все же у пикапа. В сегменте это самая доступная новая иномарка, вдобавок предоставляющая выбор из двух моторов – бензинового и дизельного. А еще JAC прикидывает перспективы на российском рынке для электромобиля! Он может появиться в 2021 году.
GAC в декабре стартовал в России с дорогим кроссовером GS8 (1,9-2,5 миллиона рублей). От спроса на него будет зависеть дальнейшая деятельность марки, хотя и так понятно, что больше пары сотен таких автомобилей за год продать малореально. И все же в качестве поддерживающей силы на год анонсированы бизнес-вэн GM8 и средний кроссовер GS5. GAC GM8 с роскошными креслами второго ряда и богатой комплектацией должен составить конкуренцию «Тойоте Альфард», «Фольксвагену Мультивэн» и даже «Мерседесу» V-класса.
А еще в России стартуют продажи кроссоверов Changan CS55 и DFM AX4, но эти середнячки погоды на рынке (даже среди своих соотечественников) поменять не способны.