В прошлом месяце продажи новых машин стали хуже на 3,3%, а с начала года снизились на 2,4%. Будущее отдает пессимизмом до такой степени, что эксперты начали менять выданные полгода назад прогнозы. И просвета пока не видно.
Ярче всего кризисные явления в экономике отражает автомобильный сектор. С одной стороны, машина – товар дорогой. С другой, мы уже поотвыкли считать его роскошью, принимая за ежедневную необходимость. Но когда с деньгами становится туго, одними из первых попадают под сокращение немаленькие расходы на железного коня. Экономить начинают даже на бензине, текущем обслуживании и ремонте. Что уж говорить о покупке новой машины, которая заметно отдалилась после обвала рубля пять лет назад.
В 2017-2018 годах российский авторынок демонстрировал положительную динамику, прибавляя в продажах по 12-13%. Кто-то обратился за кредитом, кто-то использовал накопления, кто-то напрягся, не дождавшись возвращения цен к прежнему уровню. Но, видимо, за два года денежные запасы и доходы россиян изрядно истощились. Автомобили продолжают дорожать, а спрос на них снова пошел вниз. Согласно последнему отчету АЕБ, в июне продажи сократились на 3,3%, а с начала года минус достиг 2,4%. Самый большой спад был в мае: рекордные за последние два с лишним года -6,7%.
«После шести месяцев 2019 года мы видим рынок, который уменьшился на 2,4 % по сравнению с прошлым годом, а второй квартал стал более трудным, чем первый. Ожидания на рынке в отношении второй половины года не лучше. Ясно, что рост рынка в 2019-м, — уже больше нереалистичный сценарий. Даже при некотором положительном тренде во второй половине года, самое лучшее, на что можно было бы надеяться, — повторение результата продаж прошлого года», — прокомментировал невеселую статистику глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Озвучивая итоги прошлого года, АЕБ осторожно прогнозировала позитивный 2019-й, предполагая рост продаж на 3,6%, до 1,87 миллиона машин. Чтобы это сбылось, нам нужно чудо. А его, очевидно, не случится. Потому-то Йорг Шрайбер и вынужден сделать новое предположение. Оно в духе АЕБ – оптимистичное. Ведь дабы остаться «при своих», продажи должны во втором полугодии пойти в плюс. Предпосылок для этого нет.
Тройка лидеров – «Лада», Kia и Hyundai – долго крепилась, но остаться в плюсе в июне не смогла. По итогам шести месяцев у брендов сохраняется небольшой положительный результат: +3% у вазовских машин, +1% у Hyundai и ноль у Kia, что в нынешних реалиях тоже повод для гордости. Хотя радоваться, на самом деле, нечему. Не имея возможности выбирать из более дорогих машин, покупатели увеличивают спрос на «бюджетники». Так что прогресс отечественных «Лад», можно сказать, только подтверждает наличие кризиса.
Есть что отметить брендам группы Volkswagen. «Народные автомобили» расходились в июне 2019-го на 6% лучше, чем год назад, а за январь-июнь дилеры увеличили реализацию на 3%. У «Шкоды» в июне -1%, зато с начала года +10%. И даже долго депрессовавшая марка Audi, кажется, преодолела собственный кризис: +7% в предыдущем месяце и всего -1% за полгода.
Есть и рекордсмены. Ford на волне финальных скидок перед уходом показал в июне +43%. Datsun непонятно за счет чего прибавил на 68% (+25% с начала года). BMW стоит в шаге от топ-10 рынка и уверенно опережает заклятого конкурента с трехлучевой звездой. Изрядно посвежевший модельный ряд баварцев привлек за шесть месяцев на 17% больше покупателей, нежели годом ранее. У Geely полугодовые продажи взлетели вчетверо, у «Хавейла» — втрое! Из премиальных марок отметим прогресс на 25% у Volvo и на 23% у Porsche.
«Лада Гранта» и «Веста» идут в рост, Kia Rio и Hyundai Solaris, напротив, теряют покупателей. Rio, правда, продолжает удерживать «бронзовую» позицию абсолютного зачета, а у Hyundai служит утешением результат кроссовера Creta. Он ползет вверх и обеспечивает модели четвертое место. Зато у Kia больше моделей в топ-25. В группе бестселлеров осели Sportage и Optima, по очереди пробиваются вверх Soul и Ceed. А у Hyundai поддержку «Крете» и «Солярису» оказывает только Tuscon.
У среднеразмерных кроссоверов из топ-25 января-июня вывалилась Mazda CX-5 и Nissan X-Trail, близок к этому и немолодой Mitsubishi Outlander. На замену пришли Skoda Kodiaq и Ford Kuga. Чешская машина полна решимости закрепиться в числе лидеров, а вот «Куге» эта честь выпала только из-за скидок в рамках финальной распродажи перед уходом бренда. Что касается тройки передовиков сегмента, они те же: Volkswagen Tiguan, Kia Sportage и Toyota RAV4.
В следующем месяце в топе может оказаться еще одно новое имя – Renault Arkana. Самое доступное на рынке кросс-купе взяло резвый старт: пилотные партии разошлись очень быстро. И это при условии продаж только онлайн! С июля автомобили начинают предлагаться традиционным способом, через шоу-румы. Сочетание цены, дизайна и оснащения делает «Аркану» очень интересным предложением. Но ее успех может одновременно больно ударить по спросу на «Каптюр». Посмотрим, удалось ли французам сделать новый бестселлер.