Хильдур Гуднадоттир
В этом году фильм «Джокер» (Joker) стал рекордсменом по количеству номинаций на премию «Оскар-2020», которая пройдет в Лос-Анджелесе уже в это воскресенье. Одна из 11 потенциальных наград за картину может достаться 37-летней Хильдур Гуднадоттир, композитору и виолончелистке, выступившей автором саундтрека для «Джокера». Сама Хильдур не стремится к мировой славе, ведет спокойную жизнь и тихо собирает награды в копилку — на данный момент там уже лежат статуэтки с «Грэмми», «Эмми», «Золотого глобуса»,BAFTA и приз с Венецианского кинофестиваля. SPLETNIK.RU предлагает познакомиться с Хильдур Гуднадоттир поближе.
Детство
Хильдур Гуднадоттир родилась 4 сентября 1982 года в столице Исландии — Рейкьявике. Будущее девушки было предрешено, ведь она росла в музыкальной семье: ее мать Ингвельдур была оперной певицей, отец Гудни Фарнссон — композитором и кларнетистом. Родители с раннего детства прививали Хильдур и ее младшему брату Тоураридну (с 2008 года он является солистом рок-группы Agent Fresco) любовь к музыке.
Еще в школе Хильдур начала играть на виолончели (мама Хильдур продала свою машину, чтобы купить дочери первый музыкальный инструмент), а затем получила первое музыкальное образование в музыкальной академии своего родного города. В 10 лет Хильдур вместе с мамой сыграла свой первый профессиональный концерт — выступление прошло в ресторане.
Игра на музыкальном инструменте и классическая музыка настолько увлекли юную Гуднадоттир, что на этом она не остановилась и прошла курс еще и в Исландской академии искусств.
Кстати, Гуднадоттир убеждена, что происхождение очень повлияло на ее подход к творчеству и стиль исполнения:
Я исландка. Мы все такие драматичные.
Переезд в Германию и первые шаги к успеху
Завершив обучение на родине, полная творческих планов Хильдур решается на переезд в Германию. Здесь она поступает в Берлинский университет искусств, где учится в течение нескольких лет. В годы учебы в Берлине девушка поддерживала тесный контакт с соотечественниками и сотрудничала с исландскими музыкальными группами Múm, Throbbing Gristle,Pan Sonic,Hauschka, The Knife и многими другими. В тот момент Хильдур переосмыслила свое отношение к классической музыке.
Сама по себе классическая музыка очень скучна: там много рамок, определяющих, что можно, а что нельзя. Когда я начала работать с группами, мое отношение к музыке изменилось, я будто ощутила дух свободы,
— делилась Гуднадоттир в интервью The Guardian.
В начале нулевых Хильдур начинает свой путь к успеху: в 2005-м она совместно с группой Mr. Schmuck’s Farm выпускает мини-альбом Good Sound, а уже в следующем году записывает дебютный сольный сборник Mount A, правда, делает это под псевдонимом Lost in Hildurness.
2006-й вообще выдался для Хильдур очень плодотворным: она начинает сотрудничать с такими известными музыкантами, как Бен Фрост,Нико Мьюли и Йохан Йоханнссон.
Работа в качестве кинокомпозитора
В 2011 году Хильдур Гуднадоттир впервые пробует себя в качестве кинокомпозитора — она пишет музыку для фильма ужасов «Кровотечение» (The Bleeding House). Дебют оказался успешным: после него Хильдур пишет музыку для фильмов «Заложники» и «Клятва», а также записывает свои партии на виолончели для картин «Выживший», «Прибытие» и многих других. Параллельно с работой над художественными фильмами Хильдур также пишет музыку для документального кино и успевает выпускать сольные альбомы.
В 2018-м Хильдур Гуднадоттир написала музыку для фильма с библейским сюжетом «Мария Магдалина» (Mary Magdalene), главную роль в котором сыграл Хоакин Феникс. Это была одна из первых крупных работ Гуднадоттир, за которую она была награждена на ежегодной Азиатско-Тихоокеанской кинопремии.
«Чернобыль» и «Джокер»
2019 год стал для Хильдур по-настоящему знаковым. Сначала Гуднадоттир выступила композитором для популярного мини-сериала «Чернобыль» производства HBO. Это сотрудничество было высоко оценено Американской телевизионной академией, в результате чего Хильдур была награждена премией «Эмми» за музыкальное сопровождение к эпизоду шоу под названием «Пожалуйста, сохраняйте спокойствие».
За работу над «Чернобылем» Гуднадоттир также получила премию «Грэмми» в категории «Лучший оригинальный саундтрек, записанный для визуального представления».
Чтобы написать музыку для «Чернобыля», я со своим продюсером специально поехала на заброшенную атомную электростанцию, где когда-то случилась трагедия. Мы надели защитные костюмы и часами записывали окружающие шумы. Я хотела, чтобы электростанция сама по себе стала голосом. Хотела понять чувства людей, которые прошли через весь этот ад,
— рассказывала Хильдур о работе над саундтреком к «Чернобылю».
В 2019-м также состоялась премьера супергеройского фильма «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли, к которому Гуднадоттир написала заглавную тему Call Me Joker и еще несколько композиций, идеально отражающих настроение главного персонажа.
В одном из интервью Гуднадоттир рассказала, откуда черпала вдохновение во время работы над «Джокером»:
Я из тех людей, которые любят слушать истории во всех деталях. Так было и с «Джокером»: я сразу чувствовала сильную эмоциональную и психологическую привязанность к главному персонажу. Меня как будто сразу закрутило и унесло в водоворот. Меня вдохновила история одного человека и его путешествия в поисках истинного себя — звучит довольно мрачно и потрясающе одновременно.
Помню, я села за виолончель и пыталась найти способ проникнуть в голову главного героя, услышать его голос. Я опиралась на чувства, которые у меня возникли после прочтения сценария. Как только я сыграла первые ноты, меня будто ударило в грудь. Это была сильная ответная реакция организма. Тогда я поняла — вот, это то, что надо! Я никогда не испытывала подобного, я действительно искренне сопереживала Джокеру.
За «Джокера» Хильдур уже награждена тремя престижными премиями в области кино: ее работу оценили на 76-м Венецианском международном кинофестивале, «Золотом глобусе» и премии BAFTA.
Гуднадоттир даже удалось войти в историю: она стала первой женщиной-композитором за всю историю «Золотого глобуса», получившей премию за лучшую музыку в фильме. Многие поклонники убеждены, что в скором времени копилка наград Хильдур снова пополнится, ведь она является одной из фавориток грядущей премии «Оскар-2020».
Несмотря на то что Хильдур за короткое время стала любимицей голливудских режиссеров, которые мечтают о совместной работе с ней, она продолжает жить в Берлине и вести привычный размеренный образ жизни. При этом Гуднадоттир уточняет, что может перестать писать музыку для фильмов, если вдруг потеряет к этому интерес:
Я не собираюсь сосредотачиваться исключительно на работе в качестве кинокомпозитора. В противном случае я просто от этого устану. Сейчас я получаю много предложений, но для меня важно, чтобы работа действительно меня заинтересовала. Сейчас я просто удовлетворяю свое любопытство в этой сфере: как заяц следую за морковкой.
Личная жизнь
Хильдур Гуднадоттир предпочитает не афишировать свою личную жизнь. Из редких бесед виолончелистки с прессой известно, что она замужем, воспитывает сына и вместе с семьей живет в Берлине. Супруга Гуднадоттир зовут Сэм Слэйтер, он работает музыкальным продюсером.
У Хильдур также очень близкие отношения с братом — они всегда находятся на связи и часто вместе работают на студии над очередными музыкальными проектами.