Как оказалось, купить авто стало проще, обслуживать – дороже, а продать – сложнее.
Эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» проанализировали, как трансформировались предпочтения российских владельцев автомобилей за последние пару десятков лет.
Собственное авто давно стало естественной потребностью для большинства россиян – за последние двадцать лет автомобиль твёрдо перешёл из категории «роскошь» в «необходимое средство передвижения». Изменилось не только отношение к автомобилям в целом, но и отношение к их стоимости, доступности, способам приобретения, техническим характеристикам.
Купить иномарку в 2018 году с учётом средней ежемесячной зарплаты можно в 5 раз быстрее, чем 20 лет назад.
20 лет назад средняя стоимость новых отечественных авто составляла 40-70 тысяч рублей, а зарубежные марки можно было приобрести за 200 тысяч рублей и выше, при средней ежемесячной официальной зарплате в 1500 рублей.
Годовой заработок среднего гражданина составлял в 1998 году около 26% от стоимости российского авто и 8% от стоимости иномарки. Сегодня стоимость нового легкового автомобиля – 1,33 миллиона рублей: отечественные стоят 580–600 тыс. руб., иномарки – 1,55 млн. руб. при средней зарплате жителей мегаполиса – 70 тыс. рублей в месяц. Таким образом, чтобы приобрести иномарку в 2018 году, при условии накопления полной заработной платы, нужно потратить почти два года, а в 1998 году это можно было сделать примерно за 11 лет.
Альтернативой покупки автомобиля за собственные средства был автокредит. В 1998 году кредит на покупку автомобиля россияне брали не только из–за нехватки средств, а рассчитывая на финансовую выгоду – процентная ставка составляла 5–6%. В 2018 году ставки по автокредиту колеблются в пределах 9–15%, то есть выше в 2 раза.
Популярность отечественных автомобилей снижется, россияне пересаживаются на новые авто, среди иномарок корейские бренды уверенно вытесняют «европейцев».
Доля отечественных марок в российском автопарке сейчас составляет 45%. В начале 90-х по дорогам нашей страны ездило 11,5 млн автомобилей, из них 600 000, чуть более 5%, представлены моделями зарубежного автопрома. В 2017 году процент импортируемых иномарок составил уже 39%, иномарки отечественной сборки – 22%.
Самой популярной иномаркой в первом полугодии 2018 года стала KIA Rio – на рынке было реализовано 51.558 экземпляров. Второе место занимает Hyundai Solaris с показателем 33.857 штук, на третьем месте – Hyundai Creta – 33.224 тыс. авто. В 1998 году первое место по популярности у потребителей занимали представители немецкого автопрома – Mercedes, BMW, Volkswagen. Среди отечественных авто наиболее востребованы были ВАЗ 2109, ВАЗ 21099.
Число автомобилей на душу населения выросло в 2 раза; изменились предпочтения автолюбителей: качество важнее цены, ремонт – только в сервисе, срок владения – не более 4 лет
В конце 90-х годов основным критерием выбора авто была цена. Для 80% покупателей дилерских центров компании проводившей исследование этот фактор в 1998 году был определяющим. В настоящее время по итогам опросов клиентов можно выделить три базовых характеристики, на которые обращают внимание при покупке: преимущественным критерием является качество (45% опрошенных), затем цена (38% респондентов), на третьем месте – безопасность (17% ответов). В конце 90-х, покупатель эксплуатировал автомобиль до 10 лет, сейчас средний срок владения составляет 3–4 года.
Российский автопарк растёт с каждым годом. На тысячу россиян в 2018 году приходится 293 легковых авто, а в конце 90-х из того же количества граждан только 130 владели личным автомобилем. На данный момент 30% семей имеют легковой автомобиль, а 14,7% – даже два.
В конце 90–х 28% опрошенных покупателей дилерских центров планировали ремонтировать авто на станциях техобслуживания. В 2018 году – всего 17% постгарантийных клиентов признались, что иногда обслуживают авто сами, не пользуясь услугами профессионалов.
Автовладельцы стали более требовательными к дополнительным опциям и оснащению автомобилей.
Существенные изменения в техническом оснащении легковых автомобилей за последние 20 лет коснулись систем безопасности: в 1998 году большая часть российских авто не имела подушек безопасности. Даже для иномарок нормой считались две подушки – для водителя и переднего пассажира. Антиблокировочной системой (ABS), оснащались лишь премиальные иномарки. Электронные системы курсовой устойчивости (ESP) в то время только начинали применяться в серийных моделях за рубежом.
За 20 лет ситуация в России и в мире сильно изменилась благодаря независимым краш–тестам Euro NCAP. В 2018 году абсолютной нормой стали ABS и ESP в базовой комплектации практически любого авто. Большинство российских потребителей, а также 57% опрошенных клиентов группы компаний, учитывают при покупке рейтинг безопасности автомобиля. Наряду с дополнительными подушками безопасности, ABS и ESP популярностью пользуются такие опции, как подогрев сидений и система помощи при парковке.
Изображение: twimg.com