В 2020 году ГИБДД хочет внедрить свежую практику контроля скорости и выявления лихачей в потоке. И это будет не единственное нововведение в «штрафной» теме. Любителям игнорировать правила жить станет сложнее. Ну, или дороже.
Система фиксации нарушений расширяется и совершенствуется с каждым месяцем. Еще несколько лет назад на дорогах боялись превысить скорость и выехать на автобусную полосу. Сегодня камеры прицелены на стоп-линии, нерегулируемые пешеходные переходы, сплошные линии между попутными рядами, полосы для поворота, отслеживают движение грузовиков в запретных зонах. И это еще не конец!
С начала 2020 года пилотный режим по выявлению с помощью камер машин без ОСАГО должен перейти в «боевой». Любители сэкономить на страховке начнут получать постановления по почте. Не больше одного в сутки, однако всего несколько дней поездок по городу, и коллекция 800-рублевых штрафов может пробить брешь в бюджете. Первой наверняка станет Москва как город с самым большим автопарком, а затем и другие мегаполисы подтянутся. Мера должна изрядно проредить армию водителей, ездящих без страховки. Таких сейчас, по разным оценкам, до 10%.
Еще одно новшество уже применяется. На подмосковных дорогах начали устанавливать дорожные знаки, информирующие о наличии передвижных радаров (в обиходе – «частных треног»). Это стало одной из мер, принятых после призыва президента Владимира Путина не прятать комплексы контроля ПДД от водителей. Правда, если таблички «Фотовидеофиксация» в регионе ставятся исправно практически перед каждой камерой, о мобильных не предупреждают в индивидуальном порядке. В России пока нет практики, как в соседней Белоруссии, где переносной знак выставляют перед каждой «засадой». У нас таблички информируют лишь о том, что треноги на обочине могут появляться на протяжении ближайших десятков километров. А где именно – не указано. Посему знаки вышли абсолютно бесполезными. Зато наказ выполнен, и деньги освоены.
Однако самой на данный момент интригующей новостью отметилась автоинспекция. В следующем году ведомство хочет начать тестировать в реальных условиях новые камеры. Про них главный автоинспектор страны Михаил Черников сделал интересную ремарку: они, дескать, не будут вызывать претензий со стороны водителей, как сейчас обстоит дело с передвижными «частными» камерами. Что он имеет в виду, чиновник не пояснил. Видимо, доверие должно автоматически появиться от того, что операторами будут выступать гаишники, а не непонятные люди в кустах на личных машинах.
Комплексы будут не стационарные и не устанавливаемые на треногах. Их предполагается монтировать на патрульные автомобили, чтобы вести измерение скорости на ходу. В середине 2000-х годов аналогичные системы непродолжительное время использовались столичной ГИБДД, но от этой практики отказались и до сего момента о ней не вспоминали. На выставке «Дорога – 2019», прошедшей в Екатеринбурге, отечественные компании уже представили несколько разработок, подходящих под эту идею.
Компания «Симикон» называет свой «Кордон.Про» М первым российским комплексом, умеющим работать из движущегося автомобиля. Точность измерений на высоте: заявлена погрешность всего в 1 км/ч. Прибор фиксирует скорости до 300 км/ч, так что уйти из-под его взора не удастся. Его можно устанавливать на машинах и мотоциклах, хотя для последних он, судя по снимкам, великоват. Устройство работает не только на мгновенную скорость, но также умеет вычислять среднюю в поле своего зрения, контролировать иные нарушения ПДД и работать по базе розыска транспортных средств. Для работы в оперативном режиме к «Кордону.Про» М подключаются планшеты.
Фирма «Ольвия» из Санкт-Петербурга похвалилась комплексом «Оракул». Его можно установить в салоне или на крыше. Способности у аппарата примерно те же, что и у детища «Симикона», но предельная скорость распознавания еще больше – 350 км/ч. Представитель компании заявил, что договоренности о поступлении «Оракулов» в ГИБДД уже есть. В зависимости от модификации комплекс стоит 1,5-2 миллиона рублей.
«Пока их (новые комплексы – прим. Carclub) не внесут в государственный реестр, до контроля на дорогах их не допустят. Перед такими устройствами стоят проблемы получения достоверной скорости машины-носителя и селекции цели, если речь о радаре, поскольку на дороге множество машин, и надо присвоить результат без ошибок. Стационарные камеры и треноги можно откалибровать на участке дороги. То есть измерить расстояния между ориентирами на дороге и по смещению на интервальных снимках проверить результат измерения. Но как его проверить у системы с движущимся началом координат? Притом что машина-носитель тоже может двигаться с непостоянной скоростью, а с ускорениями», — пояснил эксперт по работе дорожных камер Григорий Шухман.
С ним согласен Сергей Кусов из компании «Технологии распознавания», производителя популярных в московском регионе камер «Автоураган». Он отметил, что можно подключать радар к CAN-шине автомобиля-носителя. Однако возникает юридический аспект: ее нельзя поверить и сертифицировать, а точность передаваемых по ней данных известна только производителю машины.
Но, вспоминая предыдущий опыт (в частности, с измерением средней скорости – термина, отсутствующего в ПДД, и, следовательно, незаконного), мы почти уверены, что новые радары поступят на службу. А в нюансы точности измерений вникать никто не будет. В том числе и суды: «нет оснований не доверять инспектору ГИБДД» и все в таком духе.
Возникает и еще один вопрос, ответа на который пока никто не дал. После сокращений последних лет патрульных экипажей ДПС на улицах и трассах осталось немного. В чем смысл ставить на машины дорогущие комплексы, если их количество не обеспечит качественного надзора за лихачами?