С выходом спортивной версии «Лады Веста» АвтоВАЗ вышел на новый уровень, предложив серийную модель по цене больше миллиона рублей. Вспомним, какие машины из Тольятти прежде удивляли ценником.
Во времена СССР любой автомобиль считался роскошью. Пределом мечтаний советского гражданина была «Волга». После запуска Волжского автозавода ВАЗы стали не менее желанными, но куда более доступными машинами. Самыми престижными, что логично, считались новинки тольяттинского автогиганта. Благо, их, по меркам советского времени, завод выпускал часто.
В отсутствие рекламы внутри страны хорошим способом продвижения автомобилей было кино, где машины подчеркивали статус героя. Вспомним Ипполита из «Иронии судьбы», ездившего на ВАЗ-2103, и Аркадия из «Самой обаятельной и привлекательной», красовавшегося на ВАЗ-2107. Оба седана на момент создания фильмов (1975 и 1985 годы соответственно) являлись, как сказали бы сегодня, флагманами модельного ряда ВАЗа.
Позже роль наиболее статусных «Лад» перешла к «Самарам». Появившаяся на конвейере в 1995 году «десятка» по цене оказалась дороже «Волги», к тому моменту уже растерявшей львиную долю былой привлекательности для российских автомобилистов. Но купаться в лучах славы вазовской новинке было не суждено. Покупали ее неплохо на протяжении всех лет выпуска, а ее преемница «Лада Приора» даже взбиралась на вершину годовой статистики продаж. Однако это была уже не мечта: иномарки к середине 1990-х перестали быть у нас экзотикой, и разница в уровне комфорта и надежности была не в пользу отечественных моделей.
И все же в такой ситуации АвтоВАЗ не стал забиваться в сверхбюджетную нишу. Это было бы верной дорогой к краху, ведь запросы даже небогатых покупателей с годами росли, и им нужно было предлагать соответствующие продукты. В 2008 году вазовцы представили спортивную версию хэтчбека «Лада Калина» — с 98-сильным мотором 1.6, измененной ходовой частью и тормозами, оригинальным обвесом кузова и отделкой интерьера. Она стала самой дорогой моделью завода: в 2010 году ее стоимость подобралась к 400 000 рублей.
Громкого успеха «Лада Калина Спорт» не снискала, предсказуемо оставшись нишевой машиной. Зато она показала самое главное: некоторые покупатели готовы платить за отечественные автомобили побольше. В данном случае – за заводской тюнинг. Поэтому «горячая» версия продолжила карьеру, появившись и во втором поколении «Калины», и в образе соплатформенного седана «Гранта».
К середине 2010-х АвтоВАЗ вошел в период бурного развития. А раз пошло обилие новинок, начали покоряться и новые ценовые рекорды. В ноябре 2015 года раскрыли стоимость главной новинки завода в новейшей истории – седана «Лада Веста». В зависимости от комплектации его покупка обходилась тогда в 514 000 – 677 000 рублей.
Спустя два месяца огласили цены на «Ладу Иксрей». Тоже важная для тольяттинцев машина, но по сравнению с «Вестой» она в гораздо меньшей степени является отечественным продуктом. За высокий городской хэтчбек на старте продаж нужно было отдать от 589 000 до 723 000 рублей. Таким образом, «Иксрей» первой из серийных «Лад» пробил отметку в 700 тысяч рублей.
Между запусками «Весты» и «Иксрея» случилась еще одна премьера. Для массового покупателя она прошла незаметной, но для нашего материала о ценах принципиально важна. Речь о 136-сильном хэтчбеке «Лада Калина NFR» (Need For Race, «жажда гонки»). Пятидверка под столь амбициозной аббревиатурой разгонялась до сотни за 9,2 секунды и достигала предельных 203 км/ч. Это была первая серийная машина из Тольятти, укладывавшаяся в десять секунд и преодолевавшая лимит в 200 км/ч. Серия, правда, оказалась небольшой, всего в полсотни экземпляров. Но цена поражала: 820 000 рублей! И это при том факте, что «Калина Спорт» с мотором в 118 сил в то же время стоила около 570 000.
За следующие два года вазовские машины дорожали вместе со всеми остальными, и «Иксрей» в новой комплектации Exclusive успел забраться за 830 000 рублей. В сентябре 2017-го его переплюнула очередная новинка. Псевдокроссовер «Лада Веста SW Кросс» в топовой комплектации вазовские маркетологи оценили в 847 900 рублей. Сейчас этот же автомобиль стоит почти 930 тысяч.
С покорением планки в миллион рублей АвтоВАЗ затягивать не стал. У иностранных конкурентов (Kia, Hyundai, Volkswagen, Skoda) представители того же В-класса в топовых версиях уже давно красуются с семизначными ценниками. Это пусть и богато упакованные, но «гражданские» комплектации. А тольяттинцы предлагают за 1 009 900 – 1 045 900 рублей «Весту Спорт» со 145-сильным мотором, отменно настроенным шасси, хорошим набором опций, а также сильно измененными внешностью и внутренней отделкой. Эксклюзив! Автомобили только начали поступать к дилерам, так что о рыночном успехе или провале говорить пока преждевременно.
Были в недавнем прошлом у АвтоВАЗа еще две машины, которые могли вписать свои названия в перечень ценовых рекордов. Это «Лада Ларгус VIP» и «Лада Веста Signature». Фишка первого – отдельные кресла с регулировками вместо заднего дивана, вдобавок сдвинутые назад ради большего простора. Вторая тоже оснащена отдельными сиденьями с обогревом и подлокотником между ними, но кузов еще и удлинен на 250 миллиметров. «Ларгус» построили для Бу Андерссона, «Весту» — для его преемника Николя Мора. Предполагалось, что оба автомобиля могут пойти в серию, но позже от этих идей отказались.