В ведомстве огласили свое видение того, как и где нужно устанавливать комплексы фиксации нарушений. Документ пока пребывает в статусе проекта, и ему не хватает конкретики. К моменту утверждения некоторые пункты неизбежно изменятся.
Несколько месяцев назад президент России Владимир Путин, выступая на совещании по вопросам дорожной безопасности, призвал не прятать камеры фиксации нарушений от водителей. На слова главы государства отреагировали оперативно. Сначала Москва обнародовала официальную схему размещения всех комплексов в городе. Затем аналогичную карту сделали в Подмосковье, а ГИБДД реализовала ее в общероссийском формате.
По большому счету, никакого секрета в размещении радаров нет и никогда не было. Базы с их координатами скачиваются в видеорегистраторы, навигаторы и радар-детекторы, существуют и специальные мобильные приложения. Большая часть камер на трассах в соответствии с законом отмечена предупреждающей табличкой «Фотовидеофиксация». Перед мобильными комплексами ее ставить не обязательно, но сейчас целесообразность такой нормы начали обсуждать.
Одновременно с новой силой разгорелась тема правомерности и здравого смысла при размещении дорожных камер. Властям припомнили передачу части этой системы в частные руки, а всех причастных к ней обвинили (небезосновательно) в стремлении заработать на штрафах, а не снизить аварийность на дорогах. Было логично ожидать ответной реакции, и она не заставила себя ждать.
В министерстве транспорта разработали документ с длинным названием: «Методики определения мест размещения технических средств автоматической фотофиксации нарушений ПДД». Его успел обсудить комитет нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Чиновники отметили, что в целом предложения Минтранса одобрены, но потребуют доработки. Финальную редакцию собираются утвердить в этом месяце.
Сейчас установка камер регламентируется госстандартом 2016 года и регламентом МВД от 2017-го. Один из ключевых критериев: комплексы предписано ставить на участках, где произошло три и более ДТП в течение года. Такой отрезок начинает считаться аварийно-опасным, и его следует ликвидировать. Как следует из данных автоинспекции, сейчас в России работают больше 12 000 стационарных камер о больше 4000 переносных. Вести целенаправленную работу по выявлению очагов аварийности в стране стали недавно, поэтому пока не все они определены, а из раскрытых не все обеспечены камерами. За прошлый год с помощью радаров ликвидировали треть (около 1300) аварийно-опасных участков.
В документе Минтранса прямо прописано, что место для комплекса необходимо выбирать «с целью повышения безопасности движения, а не обеспечения поступления в бюджет от штрафов». Правда, финансовый аспект все же упоминается. Местные власти перед принятием решения должны будут «изучить финансово-экономическое обоснование» предлагаемых вариантов.
Владельцам дорог рекомендуется размещать в общем доступе в интернете информацию о работающих на дороге камерах. Но – без излишних подробностей: муляжи велено обозначать как обычные комплексы, рассылающие штрафы. Впервые подробно расписано, что подразумевается под муляжом или имитатором. Это, по Минтрансу, «прибор, имитирующий работу импульсного доплеровского радара или инфракрасной подсветки», который внешне трудно отличить от обычной камеры.
В рекомендациях прописано использовать комплексы, умеющие распознавать сразу несколько типов нарушений. К превышению скорости как к самому популярному проступку может прилагаться контроль выезда на встречную полосу, пересечения сплошной, езды по обочине, проезда на красный сигнал светофора. В городах это реализовать проще, однако для большинства трасс актуально только превышение скорости.
Минтранс полагает, если за полгода число нарушений под камерой уменьшилось на 80% и более, или же за год не произошло ни одной аварии, радар следует переместить на новое место. Можно оставить после него пустое место, но для закрепления успеха лучше повесить муляж. В ситуации, когда аварийно-опасных участков больше, чем комплексов в распоряжении собственника дороги, их Минтранс рекомендует переставлять каждые три-шесть месяцев. При таком сценарии водители не будут заранее знать, в каком конкретно месте стоит сегодня камера.
Интересно, что после утверждения документ будет распространен по всем регионам, кроме Москвы. Тут свои правила и свой божок в лице ЦОДД. Впрочем, уже сейчас мегаполис настолько насыщен многофункциональными комплексами, что над рекомендациями Минтранса можно только посмеяться: все уже реализовано, и даже в избыточной степени.
Эксперты отрасли обратили внимание на то, что мало конкретики применительно к мобильным комплексам, к которым у автомобилистов и правозащитников больше всего претензий. Если правила для них не прописать, после принятия документа на дорогах ничего не изменится. Кроме того, он должен стать не рекомендацией, а обязательной к исполнению инструкцией с жесткой процедурой контроля. Еще одна важная ремарка: проект увязывает использование радаров с количеством аварий, но не нарушений. Последние могут происходить массово, но не приводить к ДТП. На таких участках дорог тоже необходимо наводить порядок. Полагаем, не только с помощью камер: раз нарушают часто, значит, имеет место неправильная организация движения. Тут водителей нужно не наказывать, а облегчить им жизнь реорганизацией.
Наконец, в тексте не упомянуто использование комплексов фиксации средней скорости, которые более эффективны, нежели традиционные. Их массовое применение разворачивают в Татарстане и намерены реализовать в Подмосковье.