Лариса Шепитько
В этом году на 75-м Венецианском кинофестивале покажут ленту «Восхождение», снятую советским режиссером Ларисой Шепитько. Фильм 1976 года, отреставрированный на «Мосфильме», представят в рамках программы «Венецианская классика». Это событие дало нам повод поговорить об одной из самых трагических биографий отечественного кинематографа: «Восхождение» стало последним завершенным фильмом в жизни режиссера.
О чем фильм
Но сначала немного о самой ленте, ставшей классикой кино. Фильм был снят по произведению Василя Быкова «Сотников» о двух партизанах, попавших в немецкий плен. Главные герои оказываются перед выбором: выдержать пытки, но не пойти на предательство или спасти свою жизнь ценой жизни товарища. В главных ролях снялись Борис Плотников и Владимир Гостюхин — по замыслу режиссера, главных героев должны были сыграть малоизвестные актеры.
Когда работа над лентой была закончена, возникли проблемы с ее выходом. Фильму не хотели давать разрешение на выпуск: Шепитько упрекнули в том, что она сняла «религиозную притчу с мистическим оттенком, а не партизанский фильм». Чтобы добиться выхода картины на широкие экраны, муж Ларисы режиссер Элем Климов решил показать «Восхождение» первому секретарю ЦК КП Белоруссии Петру Машерову (зная о том, что политик сам был в годы войны партизаном). Во время специально организованного показа фильм тронул Машерова до слез — а уже через несколько дней благодаря его высокой оценке ленту разрешили к показу.
В СССР «Восхождение» посмотрело более десяти миллионов зрителей, права на показ фильма были проданы в 40 стран мира. На одном только Берлинском кинофестивале лента получила четыре награды, включая главную — «Золотого медведя».
Профессия — режиссер
В Советском Союзе режиссеры-женщины были, скорее, исключением из правил. Даже при поступлении во ВГИК Ларисе Шепитько советовали идти на актерский факультет — тем более что и внешние данные вполне позволяли ей завоевать киноэкран. Но она упрямо желала стать режиссером, хотя и в качестве актрисы попробовала себя не раз.
О том, каким авторитетом пользовалась Шепитько в киношных кругах, причем даже в голливудских, можно судить по именам людей, с которыми она общалась: Бертолуччи, Форман, Коппола. Последний даже показал Ларисе несколько вариантов финала своего «Апокалипсиса», чтобы посоветоваться с ней насчет лучшей концовки.
Работы в кино
Помимо уже упомянутого «Восхождения», внимание критиков, прессы и зрителей захватили еще несколько картин режиссера. Снятую в 1966 году психологическую драму «Крылья» сейчас относят к лучшим фильмам, снятым женщинами о женщинах. Это история о бывшей летчице, герое войны Надежде Петрухиной (в ее роли снялась актриса Майя Булгакова). У героини что-то вроде кризиса среднего возраста: былые подвиги остались в прошлом, как и любовь, она не может найти взаимопонимание с дочерью и приспособиться к мирной жизни. В тоске по уходящей молодости Петрухина начинает искать новые «крылья», которые вновь дали бы ей ощущение полета.
Пронзительная и прямая драма, хоть и не завоевала наград, понравилась публике и вдохновила многих: по тем временам фильмы о сильных женщинах были редкостью. Кинокритики называют ленту уникальным для 60-х явлением — настолько необычен сюжет и мастерски сняты сцены, описывающие ощущения и воспоминания героини.
Еще одной из самых известных и, к сожалению, немногочисленных работ Ларисы Шепитько стала драма «Ты и я» с Юрием Визбором, Леонидом Дьячковым и Аллой Демидовой. Это единственная цветная лента режиссера. Речь в фильме идет о двух талантливых докторах, один из которых уезжает за границу, но возвращается, не найдя свое предназначение.
И снова поиски себя, внутренняя борьба, крах иллюзий — для фильмов Шепитько вообще характерен драматизм, связанный с происходящим в душе у героев. Фильм «Ты и я» имел успех на Венецианском фестивале 1972 года: ему достался серебряный приз в категории «Венеция — молодежь».
Мужской характер
Шепитько не зря выбрала профессию, традиционно считающуюся мужской. По силе характера она могла дать сто очков вперед многим из представителей сильного пола.
Почти каждая из немногочисленных работ Ларисы (всего за свою жизнь она успела снять только шесть фильмов) давалась ей нелегко — и морально, и физически. Съемки «Восхождения» начались зимой в окрестностях Мурома, где в те дни стояли 40-градусные морозы. Актер Владимир Гостюхин рассказывал, как во время съемок одного из эпизодов Шепитько буквально спасала от холода Бориса Плотникова, который снимался в одной шинели:
И каждый раз, каждый дубль к нему бросалась Лариса Ефимовна, накрывала своим телом, растирала ему уши, руки. И вот уже их обоих заносило снегом… Этот заметаемый снежной пеленой клубок снится мне до сих пор по ночам и вызывает в сердце щемящую боль, а может, любовь или благодарность… не знаю…
На съемках одного из предыдущих своих фильмов — «Зной» — Шепитько переболела гепатитом. Но продолжала работать и отказывалась улетать из Киргизии в Москву: иногда на площадку ее в прямом смысле приносили на носилках.
Практически каждый фильм Шепитько попадал под жесткую цензуру, не утверждали актеров, которых она выбирала на главные роли, — Владимира Высоцкого, Беллу Ахмадулину. У Ларисы вообще была репутация «сложного» для властей режиссера. Но она не отчаивалась и продолжала биться за каждую из своих лент столько, сколько было нужно.
Актер Алексей Петренко рассказал о своем впечатлении от работы с Ларисой в ленте «Агония»:
Отнее исходила невероятная сила, нечеловеческая сила, апоскольку яиграл провидца Распутина идолжен был быть самым мощным поэнергетике, тосЛарисой япотерял всю свою мощь. Поэнергетике она была сильнее всей съемочной группы.
«Агония» была проектом мужа Ларисы Шепитько, но несколько сцен фильма сняла именно она.
Творческая пара
Элем Климов — режиссер и сценарист, создавший одну из самых любимых комедий россиян — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Будущие супруги познакомились во ВГИКЕ и особенно сблизились, когда Шепитько работала над своим дипломным фильмом «Зной», а Климов ей помогал.
Вряд ли отношения между мужем и женой всегда были идеальными: оба были полностью захвачены творчеством, к тому же периоды их взлетов и падений не совпадали — на волне успеха одного супруга другой мог находиться в творческом кризисе.
Спустя десять лет после свадьбы родился их единственный сын Антон. Беременность была тяжелой, кроме того, будущая мама получила травму позвоночника и несколько месяцев не вставала с кровати. Но ребенок родился здоровым. Сейчас Антону 45 лет, он занимается журналистикой, работал пиарщиком у звезд шоу-бизнеса, в настоящее время пишет прозу.
Антон говорит, что не очень хорошо помнит мать: из-за работы она часто уезжала. Но в интервью он делится теми воспоминаниями, которые у него сохранились:
Мама была потрясающе красивой женщиной. Редчайшее сочетание красоты, таланта и духовности. Она стала моим идеалом.
В людях, как правило, есть некий перекос в одну или другую сторону. В маме же все сочеталось совершенно идеально. Она жила очень богатой духовной жизнью, имела насыщенный духовный мир. При этом была модницей, красавицей, способной выйти на подиум в Париже к Пьеру Кардену даже в те годы, когда все было безумно сложно.
Отец, по словам Антона, тоже неслучайно сумел завоевать первую красавицу ВГИКА:
Он был красавец-мужчина и спортсмен: мастер спорта по баскетболу и гребле. Помимо таланта он обладал потрясающим чувством юмора и, что называется, харизмой. Думаю, папа мог покорить кого угодно просто как мужчина.
По словам сына Климова и Шепитько, его родители прекрасно дополняли друг друга в работе: у каждого имелись свои сильные стороны, и они всегда готовы были помочь друг другу в творчестве.
Когда шел серьезный разговор о создании семьи, между родителями возникла договоренность о том, что каждый из них — самостоятельная творческая личность и никто из них не будет даже пытаться подмять другого под себя,
— рассказывает Антон Климов.
Трагедия
Последний фильм, над которым начала работать Лариса Шепитько, — «Прощание с Матерой» по повести Валентина Распутина. Летом 1979 года члены съемочной группы, включая режиссера, ранним утром выехали на поиски натуры, и водитель служебной «Волги»-пикапа уснул за рулем. Автомобиль потерял управление и врезался в груженный кирпичами грузовик на Ленинградском шоссе. Кроме Ларисы в этой автокатастрофе погибли оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты.
Шепитько был 41 год. Сыну Ларисы и Элема было на тот момент всего шесть лет. Многие, кто общался с Шепитько незадолго до трагедии, говорят, что она предчувствовала смерть и называла «Восхождение» своим последним фильмом, что удивляло окружающих.
Работу над неоконченным фильмом жены завершил Элем, сократив его название до одного слова «Прощание». После этой картины режиссер снял всего одну ленту, а также создал документальный фильм «Лариса», посвященный погибшей жене. Он больше никогда не был женат и, по словам его сына, даже не пытался кого-то встретить:
Отец был уверен в том, что, когда он уйдет из этой жизни, они с мамой вновь будут вместе. За последние годы он все больше терял интерес к окружающему миру, жил только одной мыслью — как бы скорее соединиться с мамой, и это было видно даже посторонним. Между родителями существовала очень сильная духовная связь, причем и до, и после маминой гибели.
— говорит в интервью Антон Климов. Элем Климов скончался в 70-летнем возрасте в 2003 году.