Минюст опубликовал проект нового Кодекса об административных нарушениях. «Водительская» глава поражает не только появлением новых наказаний, но и существенным ростом штрафов по существующим статьям. Документ уже наделал шума в обществе. Рассказываем в подробностях, чем собираются «обрадовать» водителей.
Министерство юстиции России выложило на портале государственной информации проект изменений в Кодекс об административных нарушениях (КоАП). Весь документ серьезно перекроили, но нас интересует раздел, касающийся водителей. Он в новой редакции стал не 12-м по счету, как все давно привыкли, а 21-м. Если предложения Минюста одобрят, жить по-новому начнем с 1 января 2021 года. Впрочем, правки в кодексе в течение года появятся обязательно. Но пока впору испугаться от «аппетитов» его авторов.
Спустя четыре года после введения термина «опасное вождение» в КоАП вписали ответственность за него. Санкцию прописали ту, что уже мелькала в СМИ ранее – 5000 рублей. Камеры это нарушение выявлять не умеют, так что постановление можно будет получить только от автоинспектора, которых на дорогах осталось совсем немного. А ведь патруль должен заметить не один факт нарушения, а «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий». Сколько человек реально на этом попадется? Единицы! Зато, учитывая коррупционную составляющую, «нарушителей» может оказаться немало.
Впервые появилась в КоАП статья за систематическое нарушение ПДД. Сейчас в документе прописаны увеличенные штрафы за повторные нарушения по некоторым статьям. Отдельные предусматривают лишение прав вместо штрафа. В новой редакции предлагается следующий алгоритм: если в течение одного года водитель трижды попадется на опасных проступках, его лишат прав на срок от года до полутора. В перечень попали превышение скорости на 60 км/ч и более, поворот или разворот в неположенном месте, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, непропуск пешехода или автомобиля, пользующегося преимуществом, нарушения на железнодорожных переездах. Но есть существенная оговорка: все три постановления должны быть выписаны инспектором, автоматические камеры не в счет.
Радикально пересмотрели наказание за неостановку по требованию сотрудника полиции и попытку скрыться. Сегодня любителям устроить погоню за нее грозит всего 500-800 рублей штрафа. Это непосредственно за «догонялки», не считая возникших в процессе нарушений – проездов на красный, выездов на встречную полосу, превышения скорости и т.п. Но теперь в КоАП прописали санкцию за неоднократное игнорирование требования об остановке. Все очень жестко: лишение прав на два-три года или штраф 40 000 рублей.
Еще из новенького: за передачу управления транспортным средством лицу, осужденному ранее за тяжелое ДТП с жертвами, можно будет лишиться этого самого транспортного средства. Его предлагается конфисковывать у собственника. Казенным языком новая статья прописана следующим образом: «Непринятие собственником транспортного средства мер по исключению возможности совершения иным лицом преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, с использованием данного транспортного средства. Под иным лицом в настоящей статье следует понимать лицо, подвергнутое административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 21.8, 21.27 и частью 3 статьи 21.28 настоящего Кодекса, либо имеющее судимость за преступление, предусмотренное частями второй, четвертой и шестой статьи 264, статьей 2641 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Из отредактированных статей наибольший резонанс получили касающиеся превышения скорости. Самое интересное, что активно обсуждающееся весь последний год снижение нештрафуемого лимита с 20 км/ч до 10 км/ч в КоАП не прописано! Ответственность, как и сейчас, наступает с «+20 км/ч».
Правда, желающих ездить на пределе, добавляя к ограничению 18-19 км/ч, должно поубавиться. Дело в том, что минимальный штраф Минюст хочет поднять с нынешних 500 до 3000 рублей. С учетом того, что на эту статью сегодня приходится абсолютное большинство «писем счастья», идея понятна: одним росчерком пера можно поднять доходы бюджета в шесть раз. Хочется верить, что драконовскую санкцию к моменту принятия документа перепишут.
Соответственно, повышаются штрафы и за более крутые превышения скорости. За +40…+60 км/ч новый КоАП наказывает на 4000 рублей (сейчас 1000-1500 рублей), за +60 км/ч и более – 5000 рублей или лишение прав на четыре-шесть месяцев (сейчас 2000-2500 рублей и такое же лишение). За повторное в течение года превышение более чем на 40 км/ч можно будет лишиться 10 000 рублей или прав на год!
За нарушения на железнодорожных переездах штраф хотят поднять с 1000 до 5000 рублей и ввести наказание за рецидив – лишение прав на год или штраф 10 000 рублей, если водителя зафиксировала камера.
Для нетрезвых или отказавшихся от медосвидетельствования водителей штраф предлагают поднять с 30 000 до 40 000 рублей, а срок лишения прав продлить до трех лет. Если при этом в машине находились дети, то отдать придется уже 50 000 рублей (сейчас наличие ребенка на наказание никак не влияет).
Остальные поправки на этом фоне уже кажутся сущими мелочами. За перевозку детей без кресла – 5000 рублей вместо 3000, за езду без ОСАГО – 1000 рублей вместо 800, повторная поимка с тонировкой – 3000 рублей.
Многие эксперты и законотворцы (в числе которых и заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков) раскритиковали документ. Мы будем следить за развитием событий в течение года.