Пятница , 1 ноября 2024
Главная / Новости экономики / Пандемия заставила россиян экономить на еде: от чего пришлось отказаться — экономика

Пандемия заставила россиян экономить на еде: от чего пришлось отказаться — экономика

Экономическая ситуация, сложившаяся из-за пандемии, заставила граждан умерить аппетит: они стали экономить на еде. Как показало исследование Nielsen, потребители в массе своей выбирают теперь простые и дешевые продукты питания. В рационе среднего потребителя теперь доминируют хлеб, картофель и крупы, вытеснив мясо, фрукты, морепродукты. Эксперты прогнозируют дальнейшее закрепление данной тенденции на фоне падения доходов населения: потребление снижается, дорогое вытесняется дешевым.

фото: Наталья Мущинкина

По данным глобальной компании Nielsen, отслеживающей потребление товаров повседневного спроса, доля низкого ценового сегмента в продуктах питания и товарах составляла в мае 17,7% — на 0,8 п.п. выше среднегодового. А доля товаров премиального ценового сегмента, наоборот, сократилась со среднегодовых 35,8% до 34,4% в мае. Заметнее всего это коснулось мяса, фруктовых соков, воды, чая, макаронных изделий. Если раньше в низком ценовом сегменте доля макаронных изделий составляла 18,7%, то теперь она выросла до 22,8%, доля шоколадных конфет на развес выросла с 14% до 15,7%, майонеза — с 7,3% до 9,5%.

Данные этого исследования тесно перекликаются с другими. В частности, портал «Работа.ру» недавно выяснил, что 35% россиян стали меньше тратить на продукты, 27% не заметили изменений в расходах на еду, а 38% увеличили затраты на питание. Из тех, кто экономит на питании, 42% респондентов сократили свои расходы более чем на половину, 27% — на четверть, и всего 8% отметили незначительную разницу. Большинство опрошенных (72%) сообщили, что стали чаще готовить еду дома, а 64% граждан планируют брать еду из дома с собой на работу после окончания пандемии.

В мае среднестатистическая российская семья тратила 57,6 тыс. рублей (-13,5% в сравнении с маем 2019). Из них расходы на продукты составляли 42%, или 23,9 тыс. рублей.

Вывод из этих многочисленных статистических данных напрашивается следующий: самоизоляция подошла к концу, чего нельзя сказать о проблемах населения. Россияне экономят на еде, потому что на всем остальном уже сэкономили: все имеющиеся финансовые «подушки безопасности» были использованы, а ощутимой поддержки от государства оставшиеся без работы и накоплений граждане так и не дождались. Когда же восстановится потребительский спрос и люди перестанут экономить на еде? С этим вопросом мы обратились к экспертам.

Алексей КРИЧЕВСКИЙ, эксперт Академии управления финансами и инвестициями:

«Тенденция на снижение расходов, в том числе на еду, вполне логична – люди остались без работы на полтора -два месяца. Адресная помощь семьям с детьми не могла решить всех материальных проблем, поэтому населению пришлось экономить на базовых потребностях, ходить в более дешевые магазины и на время попрощаться с отделами готовых к употреблению продуктов.

Правда, у людей уже через неделю после выхода из карантина начало складываться впечатление, что его фактически и не было, настолько быстро все стало восстанавливаться. То есть из жизни фактически были вырваны два месяца, и есть определенная тенденция к довольно быстрому восстановлению экономики и возврата благосостояния граждан на уровни, относительно приближенные к прошлогодним. Но проблема безработицы, проценты которой уже двузначные, пока что никуда не уйдет. Нынешняя ситуация заставит россиян гораздо бережнее относиться к доходам и создавать свой собственный «фонд благосостояния», дабы не зависеть от государства и иметь какие-то сбережения на «черный день» или, как получилось весной, месяц -два.

Потребительский спрос вряд ли восстановится раньше 2022 года. Виден тренд на повышение стоимости продуктовой корзины, которая прибавила порядка 5% за пандемию, количество безработных будет сокращаться только ближе к концу текущего года. В общем, на текущий момент ситуация определенно грустная».

Павел СИГАЛ, первый вице-президент «Опоры России»:

«Потребительский спрос восстановится вместе с доходами населения. Пока же они, по прогнозам Министерства экономического развития, будут снижаться (средний показатель за год составит минус 6%), а спрос населения восстановится в следующем году. Динамика потребительских трат говорит о том, что российские граждане и в дальнейшем продолжат экономить и откладывать на неопределенное время дорогие покупки и турпоездки. Это происходит не только по причине снижения доходов из-за режима самоизоляции и сокращения трудовой занятости. Есть психологический момент – в ситуации неопределенности (а кризис именно так и воспринимается людьми – не понятно, чего ждать дальше) люди склонны сокращать затраты и откладывать средства «на всякий случай». При понимании гражданами, что острая фаза кризиса пройдена, начнет восстанавливаться и спрос – россияне поймут, что можно тратить деньги более свободно, так как завтра они не останутся без дохода».


Источник

Смотрите также

Финансовый консультант назвал надёжный способ копить деньги при небольшой зарплате

По данным опроса, проведённого одним из финансовых холдингов, почти две трети россиян не имеют накоплений. …

Добавить комментарий