Педро Альмодовар
Сегодня отмечает день рождения Педро Альмодовар. В честь этого события мы решили поговорить о его женщинах — точнее, о главных героинях его фильмов, во многом благодаря которым знаменитый испанец и заслужил статус одного из культовых режиссеров современности.
Я чувствую, что смогу рассказать более захватывающую историю, если главные роли играют женщины. У меня есть и мужские персонажи, но я считаю, что, по крайней мере, в испанской культуре женщины более живые, более прямые, экспрессивные,
— говорит Альмодовар.Надо сказать, что персонажи у режиссера получаются очень неоднозначные, поэтому его то обвиняют в мизогинии, то, наоборот, хвалят за то, как тонко он улавливает оттенки женской души.
Раймунда, «Возвращение»
У Альмодовара всегда были свои любимицы среди актрис, одна из них, как известно, — Пенелопа Крус. Именно благодаря «Возвращению» она впервые номинировалась на «Оскар» за лучшую женскую роль — и, кстати, стала тогда, в 2007 году, первой испанской актрисой, претендовавшей на главную мировую кинонаграду.
Сам фильм собрал богатую коллекцию премий, в том числе приз Каннского фестиваля, который достался сразу шести актрисам, снявшимся в главных ролях, — Пенелопе Крус, Лоле Дуэньяс, Кармен Мауре, Бланке Портильо, Йохане Кобо и Чус Лампреаве.
В фильме Альмодовара все смешалось: страшные тайны из прошлого, измены, семейные драмы, запутанные отношения между детьми и родителями, ожившие призраки — не обошлось даже без трупа мужа в холодильнике. В общем, это лента, которую лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, о чем она.
Критики назвали «Возвращение» вершиной профессионального союза Альмодовара и Крус, а героиню актрисы Раймунду — «женщиной, у чьей души не меньше оттенков, чем у осенних листьев». Многие сошлись на том, что это лучшая работа в фильмографии Крус на сегодняшний день.
Мануэла, «Все о моей матери»
Фильм «Все о моей матери» стал первой лентой режиссера, покорившей Канны. Свою работу он посвятил «всем актрисам, которые играют; всем женщинам, которые играют; всем мужчинам, которые играют и превращаются в женщин; всем тем, кто хочет стать матерью, и своей матери».
Сыгравшая главную роль Сесилия Рот — еще одна муза режиссера, она блистает в его фильмах начиная с 80-х годов. В картине «Все о моей матери» актриса сыграла убитую горем женщину, потерявшую сына.
Несмотря на невосполнимую потерю, ее интерес к жизни помогает ей открыть свое сердце, вновь испытывать и радость, и грусть. Главное, что у нее остается, — любовь к жизни,
— говорит актриса о своей героине.
Мариса, «Женщины на грани нервного срыва»
Название этого фильма в принципе описывает концепцию любимого женского образа Альмодовара. Лента 1988 года оказалась одной из первых ярких работ Антонио Бандераса, а также звездным часом Росси де Пальмы — любимицы режиссера на протяжении уже трех десятилетий. Роль Марисы была второй в ее фильмографии. Последний раз актриса снималась у Альмодовара два года назад, в фильме «Джульетта».
А по поводу «Женщин на грани нервного срыва» Росси говорит, что режиссер написал роль Марисы специально для нее: в 1986 году он пришел на выступление панк-коллектива, в котором пела будущая звезда, и захотел снять ее в своем новом фильме.
Я наслаждалась каждой минутой съемок. Работа с Педро — это всегда своеобразная игра. У него так хорошо получаются женские персонажи, потому что он вырос в матриархальной семье. Его мама была очень влиятельной, очень креативной. Он обожает женщин, он понимает наш мир и наше видение жизни,
— говорит Росси де Пальма.
Глория, «За что мне это?»
Главную роль в картине 1984 года «За что мне это» исполнила Кармен Маура — звезда восьми проектов Альмодовара. Жизнь ее героини Глории — настоящая катастрофа: женщина, работающая уборщицей, живет в тесной квартирке с мужем-таксистом, который никак не может забыть прошлую любовь. Один их сын-подросток торгует наркотиками, другой спит с мужчинами. С семьей живет еще и бабушка — женщина с большими странностями. Не выдержав всего этого, Глория начинает употреблять наркотики.
Интересно, что сами отношения Альмодовара и его музы достаточно драматичны: если в 80-е Маура снималась в большинстве лент режиссера, то в 90-е они ни разу не работали вместе. По слухам, актриса и режиссер поссорились после того, как он не взял ее на церемонию вручения «Оскара» в качестве своей спутницы. Так что фильм 2006 года «Возвращение» ознаменовал еще и возвращение Мауры в ряды обожаемых актрис Альмодовара.
Бабушка, «За что мне это?»
Ту самую странную старушку сыграла Чус Лампреаве, которая скончалась в 2016 году в возрасте 85 лет. Кстати, на момент съемок фильма актриса была вовсе не старой: ей было 54 года. Альмодовар часто давал Лампреаве небольшие, но яркие роли: даже если ее имя не так хорошо знакомо публике, как имена Пенелопы Крус или Росси де Пальмы, лицо этой женщины точно знают все поклонники фильмов Педро. Так и в драме «За что мне это?» героиня Чус стала чуть ли не самым запоминающимся персонажем, придающим, казалось бы, трагичной ситуации комедийный элемент.
Когда я слышу голос Чус Лампреаве, мне кажется, что это говорит моя мама. И из всех актрис, с которыми я работал, она, возможно, моя любимая,
— говорил в интервью Альмодовар, отмечая при этом, что «экспрессивность Чус — от недостатка актерского мастерства», и добавляя:
Она из тех великих комиков, которые могут выразить максимум смысла при минимуме усилий.
Леокадия, «Цветок моей тайны»
Главную роль в фильме 1995 года «Цветок моей тайны» Альмодовар доверил Марисе Паредес, снявшейся помимо этого еще в пяти его картинах. На этот раз обошлось без наркоманов, проституток и трансвеститов: в центре внимания — личная драма героини, у которой те же проблемы, что у многих ровесниц. Угасшие отношения с мужем, творчество, не приносящее особой радости, одиночество и депрессия. Критики посчитали этот фильм еще одним доказательством того, как хорошо Альмодовар разбирается в женской психологии.
Андреа Каракортада, «Кика»
Сюжет ленты «Кика» вполне в духе Альмодовара: симпатичная гримерша должна подготовить к погребению тело молодого человека, но благодаря ей усопший оживает и влюбляется в нее. При этом самым ярким женским персонажем критики сочли не Кику, а героиню Виктории Абриль — журналистку, охотницу за сенсациями, руководящую новостным телешоу, по сравнению с которым отдыхают все самые желтые таблоиды. Абриль также снялась у Альмодовара в фильмах «Высокие каблуки» и «Свяжи меня!».
Вера, «Кожа, в которой я живу»
Современная версия истории Франкенштейна, сильная и пугающая, вышла на экраны в 2011 году и вновь принесла ее создателям ряд кинонаград. В этом проекте Альмодовар по привычке снял уже знакомых ему актеров: Антонио Бандераса и Елену Анайю (она ранее снималась у режиссера в небольшой роли в фильме «Поговори с ней»).
Анайя исполнила роль Веры — девушки, ставшей пленницей безумного хирурга, который изобрел способ создания искусственной человеческой кожи. Эксперименты изобретатель, разумеется, ставит на своей пленнице.
Так часто предлагают роли чьей-то жены или возлюбленной, но ведь мы, женщины, многое можем сказать — и в кино, и в реальности. Педро понимает женщин и выделяет им очень важную роль, на что кроме него способны немногие,
— говорит Елена.
Актриса называет роль в фильме Альмодовара настоящим подарком судьбы.
Педро для меня идол, он ломает границы и ведет за собой, он смелый и честный,
— говорит о режиссере звезда его фильма.