За прошлый месяц разные ведомства озвучили множество инициатив, касающихся автомобилистов. Некоторые из них наверняка найдут поддержку и будут приняты в будущем. Подготовиться к их вступлению в силу стоит уже сейчас.
Сразу выдадим спойлер: никаких предложений о поблажках среди июньских новостей нет. Сплошь штрафы, ужесточения и повышение тарифов, что на фоне закончившегося периода заморозки цен на бензин не добавляет позитива к настроению.
Скоро в КоАП появится новая статья. Об этом можно говорить с большой долей уверенности, так как санкция, скажем прямо, давно необходимая. Речь о проезде «зайцем» по платным дорогам. Некоторые водители предпочитают пристроиться вплотную за едущей впереди машиной и проскочить под открывшийся шлагбаум вместе с ней. За это предлагают штрафовать на 2500 рублей.
Нелюбителей платить за проезд, по данным операторов магистралей, не так уж мало. Но на самом деле наказание больше необходимо для другого. В России на некоторых будущих платных трассах (в частности, на ЦКАД) собираются ввести технологию free-flow. Классических пунктов оплаты со шлагбаумами на них не будет. Датчики вдоль дороги считывают номера машин, и деньги списываются с привязанного личного счета автоматически. Так вот если система увидит номер, но оплаты не последует, водителя оштрафуют.
Другое, уже существующее наказание, предлагается серьезно ужесточить. Непропуск кареты скорой помощи может оказаться не административным нарушением, а уголовным преступлением. Комитет Госдумы по законодательству рекомендовал принять соответствующий законопроект. В УК введут статью за «воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи». Она станет ответной мерой на участившиеся случаи нападения на бригады скорой неадекватами, а также на создание намеренных помех спецмашинам.
Если преступление повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента, виновник заплатит до 80 000 рублей штрафа, либо последует ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Если же последствия оказались серьезнее, и пациент погиб, преступника ждет ограничение свободы на срок до четырех лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на срок до четырех лет.
В очередной раз поднят вопрос о повышении штрафа за отсутствие ОСАГО. Сегодня это обойдется в 800 рублей, и уже почти год ГИБДД и РСА не могут запустить контроль этого нарушения с помощью дорожных камер. При постоянно растущей стоимости полиса в России уже миллионы водителей ездят без страховки.
Депутаты заксобрания Кабардино-Балкарии считают необходимым ввести жесткое наказание для автомобилистов, пойманных без полиса повторно: 5000 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. По мнению авторов, это снизит количество случаев, когда потерпевший в аварии фактически лишается возможности получить компенсацию из-за отсутствия ОСАГО у виновника. Правда, без более тщательного контроля со стороны автоинспекции повышенный штраф и риск лишиться прав вряд ли возымеют действие.
В ОСАГО придумали новый предлог для повышение стоимости договора. Теперь брать дополнительные деньги предлагают с водителей, в прошлом наказывавшихся за вождение в нетрезвом виде. Это очередная идея наряду с увеличением цены для злостных нарушителей ПДД. Пока все это обсуждается, но можно не сомневаться, что в том или ином виде предложения будут приняты. Нас подводят к тому, что страховка для «асоциальных» водителей станет заметно дороже.
Автоинспекция идет в том же направлении – хочет понимать, какие конкретно водители представляют опасность на дороге. Ведомство хочет составить черный список нарушителей, чаще других получающих штрафные постановления. То, что для них сделают дороже страховку, это только одна из мер. По линии МВД им могут запретить пользоваться каршерингом или работать на перевозке пассажиров. Не исключено, что в статистику также попадут те, кто когда-то лишался прав.
Более того, статус неаккуратного водителя можно будет получить не только за внушительное количество «писем счастья». Национальная технологическая инициатива «Автонет» заявила о намерении запустить через два года сервис оценки манеры вождения. Для анализа будут использовать данные операторов телематических и сервисных платформ, ГИБДД, интеллектуальных транспортных систем и ЭРА-ГЛОНАСС, собирать статистику о событиях с участием автомобиля (аварии, нарушения правил, вызовы техпомощи или спасателей). Последствия все те же: удорожание страховки и пристальное внимание со стороны автоинспекторов.
Последним могут расширить полномочия, дав право ограничивать действие водительского удостоверения. Российские суды не справляются с огромным потоком административных дел от автоинспекции. Чтобы их разгрузить, предлагают дать больше функций ГИБДД. Одновременно озвучили идею отказаться от практики административных арестов по «водительским» статьям. Причина схожая: нагрузка на заведения по содержанию задержанных стала настолько большой, что мест не хватает.
Была, правда, в июне одна идея отмены наказания. Депутаты от ЛДПР предложили отменить штраф за чрезмерную тонировку, объяснив ее пользу: уменьшение нагрузки на кондиционер летом, защита от света ослепляющих фар и солнечных лучей. Не надо быть экстрасенсом, чтобы предсказать провал этой инициативы. Скорее, остальные парламентарии на ее фоне вспомнят, что нужно ужесточить наказание за это нарушение.