Фильм «Жестокие игры», вышедший на экраны в 1999 году, стал одной из знаковых молодежных картин того времени и в то же время радикально отличался от них. Это была не беззаботная романтическая комедия вроде «Американского пирога», а действительно будоражащая психологическая драма, где слова «кровь» и «любовь» вполне себе рифмовались. Запомнился фильм и своим кастингом — в нем сыграли молодые, но уже набирающие популярность актеры, среди которых были Риз Уизерспун, Сара Мишель Геллар (за ее плечами уже был популярный сериал «Баффи»), Сельма Блэр и Райан Филипп. Сегодня предлагаем вспомнить этот фильм, а также узнать некоторые интересные факты о создании картины Роджера Камбла.
Сюжет из XVIII века
Сюжеты, как ноты, утверждают многие, — существует лишь их ограниченное количество, и они смешиваются и интерпретируются по-новому.
И сюжет французского эпистолярного романа «Опасные связи», впервые опубликованного в 1782 году, явно можно отнести к историям, которые будоражат людей разных эпох.
Примечательно, что книга является единственным крупным художественным произведением французского генерала, изобретателя и писателя Шодерло де Лакло, но этого единственного раза хватило для сумасшедшего успеха — произведение называют одним из лучших и самых читаемых французских романов.
А сюжет, построенный вокруг ревности, зависти, интриг и любви, завораживает до сих пор: мимо такой жгучей смеси эмоций сложно пройти в любом веке.
В оригинальном романе речь идет об интриге, затеянной маркизой де Мертей, с целью отомстить бывшему возлюбленному графу де Жеркуру, который теперь собирается жениться на юной Сесиль. Маркиза просит своего друга, известного сердцееда виконта де Вальмона, соблазнить девушку и таким образом опорочить ее перед графом.
На спор с маркизой Вальмон соглашается соблазнить невинную девушку, однако сам влюбляется в мадам де Турвель, которую бросает из-за слова, данного маркизе. Вскоре он погибнет на дуэли с молодым Дансени, влюбившемся в Сесиль. Ну а коварную маркизу тоже настигает кара — из-за оспы она теряет свою красоту и становится изгоем в обществе. Одним словом, зло было побеждено и наказано.
Уже в XX веке роман несколько раз экранизировали — фильм Камбла стал пятой экранизацией. Свою версию зрителям к тому моменту уже показали и такие известные режиссеры, как Милош Форман и Роже Вадим, а фильм Стивена Фрирза 1988 года с Джоном Малковичем, Умой Турман, Киану Ривзом и Гленн Клоуз даже завоевал три «Оскара».
Но вдохновился Камбл не ими, а черной комедией о подростках «Добро пожаловать в кукольный дом» Тодда Солондза, которая вышла на экраны в 1995 году. Камблу пришла идея перенести сюжет французского романа из мира взрослых в школу и сделать своими героями подростков.
«Школьная» версия истории и кастинг
Камбл решил осовременить сюжет и заменил графов и маркиз на «золотую молодежь» Нью-Йорка. Главными героями у него стали Себастьян Вальмонт и его сводная сестра Кэтрин Мертей. Первый развлекается соблазнением девушек, описывая свои похождения в личном дневнике, Кэтрин — интрижками.
В какой-то момент циничная парочка (а сексуальное напряжение между ними есть, и еще какое) заключает пари: Себастьян должен соблазнить дочку директора, Аннет, которая к тому же еще заявила, что до брака спать ни с кем не будет. Если победит он, то ему отдастся еще и сводная сестра, ну а если проиграет, придется отдать сестренке свой Jaguar.
Сценарий Камбл написал за 12 дней — как только на сцене Century City Playhouse в Лос-Анджелесе был сыгран последний спектакль по его пьесе D Girl (там играла звезда сериала «Друзья» Дэвид Швиммер), он отправился в Мексику и погрузился в творчество. Поскольку пьеса имела успех, это был выгодный момент заняться новым проектом — постановка стала для него режиссерским кинодебютом.
Когда все было готово, исполнителей главных ролей — Райана Филиппа и Сару Мишель Геллер — нашли довольно быстро. Их привел продюсер Нил Мориц, который работал с актерами на фильме «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». А вот с ролью Аннет вышла заминка.
Студия Columbia Pictures настаивала на кандидатуре Кэти Холмс, но режиссер сомневался в этой актрисе — ему казалось, что ей не хватит силы характера, чтобы воплотить непростой образ. Как водится, дело решил случай. Филипп, который уже был утвержден на роль Себастьяна, предложил попробовать на роль свою девушку, Риз Уизерспун.
Все трое отправились пообедать, и в итоге Камбл буквально на коленях умолял Риз присоединиться к команде.
Мы собирались напоить ее, чтобы она согласилась, но в итоге напились сами. Я просто упал на колени перед ней и сказал: «Это съемки всего на две недели, ты будешь великолепна в этой роли!». И она согласилась,
— вспоминал Роджер позднее.
Ну а роль Сесиль — здесь это была девушка, когда-то уже соблазненная Вальмонтом, — досталась актрисе Сельме Блэр. Режиссера она впечатлила сразу на пробах, так что думать о других кандидатках он уже просто не мог. Кстати, среди «школьников» она была самой возрастной на площадке — на момент съемок ей было 26 лет.
А вот финал своего сценария Камбл в итоге изменил — уже в процессе работы он показался ему слишком мрачным, а фильм и так уже был довольно тяжелым. Изначально он хотел, чтобы Аннет продолжила шантажировать Кэтрин, заставляя ее участвовать в новых «жестоких играх», но в итоге решил, что это слишком.
Фильм заканчивается тем, что Аннет разоблачает гнусную личность Кэтрин и уезжает на том самом Jaguar Себастьяна под хит Bitter Sweet Symphony кумиров 90-х The Verve.
Скрытые смыслы в костюме героев
В хороших фильмах костюмы героев — это всегда не просто одежда, а еще одно выразительное средство. Не стала исключением и эта картина, где художником по костюмам была Дениз Уингейт, ранее работавшая также над сериалом «Мелроуз Плейс». С первых кадров цвета используются как невербальный способ противопоставить героев.
Так, героиня Риз часто одета в светлые вещи, в том время как Себастьян постоянно в черном. Тяготеет к этому цвету и его сестра.
В одном из эпизодов она одета так, как обычно наряжают героинь для сцен похорон: в костюм из юбки и жакета и широкополую шляпу. Учитывая, что разворачивался этот эпизод на пикнике в парке среди отдыхающих расслабленных людей, контраст лишь усиливался.
Стиль одежды Кэтрин вообще больше тяготеет к образу зрелой женщины, стоит вспомнить ее power suit — черный брючный костюм или корсет, что опять-таки вступает в «конфликт» с нарочито подростковой, где-то почти детской одеждой Сесиль вроде футболок с принтом в виде коалы.
Такое противопоставление подчеркивает своеобразную иерархию: Кэтрин явно выступает в роли властной «взрослой», в то время как Сесиль подобна «ребенку», которым манипулируют. Но есть в гардеробе Сесиль и вещь с особым смыслом — речь о красном худи.
Я помню, как в последний момент решил надеть на Сельму красную толстовку с капюшоном, поэтому, когда она уходит, чтобы увидеть Себастьяна, я подумала, что она должна выглядеть как современная Красная Шапочка, которая идет навстречу Серому Волку,
— рассказывала Дениз.
Корсет Кэтрин (определенно один из самых запоминающихся нарядов в фильме), кстати, является и попыткой связать современность с эпохой оригинального произведения: рококо соседствует с костюмом от Dolce & Gabbana.
Манипулятивность Кэтрин подчеркивается и за счет того, как меняется ее одежда, когда она специально хочет прикинуться безобидной.
Когда она пыталась вести себя мило, например, разговаривая с матерью Сесиль или соблазняя Себастьяна, мы старались использовать на ней более романтичные вещи с мягкими линиями силуэта,
— вспоминала Уингейт.
Необходимо было подчеркнуть и то, что Себастьян является представителем «золотой молодежи», происходит из богатой и привилегированной семьи. Для этого в его гардеробе Дениз использовала много вещей Prada — бренд тогда был на пике популярности.
Ну а белые одежды Аннет сыграли и важную роль в кульминационном моменте фильма, когда по случайности погибает Себастьян.
Я помню, что мы хотели, чтобы она была всегда в белом, в отличие от Райана, и когда его сбивает машина, он видит ее, как если бы она была ангелом,
— делилась художник по костюмам.
Кстати, примечательно, что сексуальность в фильме передается практически без демонстрации наготы: раздеться пришлось лишь Райану, а вот актрисы даже в «откровенных» сценах частично, но одеты.
Режиссер отмечал, что ему не нужна была излишняя откровенность: все напряжение достигалось за счет игры актеров и намеков.
Реальный роман на съемочной площадке
Риз Уизерспун и Райан Филипп начали встречаться еще за два года до съемок фильма, а спустя пару месяцев после того, как работа над лентой завершилась, они поженились. Но, надо сказать, на площадке их отношения прошли настоящую проверку на прочность.
Одну эмоциональную сцену, где их персонажи ругались, снимали на протяжении четырех часов.
После того как все было кончено, я вышел на улицу — и меня просто вырвало. Я был абсолютно истощен,
— признавался Райан.
Брак актеров продлился почти десять лет — развелись они в 2008 году, притом, что о расставании было объявлено еще в 2006 году. У Риз и Райана есть общие дети: дочь Ава Элизабет Филипп родилась 9 сентября 1999 года, а сын Дикон Риз Филипп — 23 октября 2003 года.
В 2011 году Риз вышла замуж за агента Джима Тота, в браке с которым стала мамой еще раз: в 2012 году у пары родился сын Теннесси Джеймс Тот.
А вот личная жизнь Райана после расставания с Риз выглядела довольно хаотичной. Сначала он встречался с актрисой Эбби Корниш, затем его избранницей стала модель Алексис Кнапп. Она же родила ему дочь, но к тому моменту пара уже распалась.
Затем у Филлиппа были отношения со студенткой юридического факультета Полиной Слэджтер, которая в итоге обвинила его в преследовании и подала жалобу в полицию.
Не сложились отношения и со следующей избранницей? Элси Хьюитт, которая в 2017 году обвинила его в насилии? — в итоге актер получил запретительный ордер и не может приближаться к экс-возлюбленной ближе чем на 90 метров.
Легендарный поцелуй между Сарой Мишель Геллар и Сельмой Блэр
Следили зрители не только за игрой в «кошки-мышки» между Себастьяном и Аннет. Страсти кипели и между Кэтрин и Сесиль. В итоге именно их поцелуй получил приз от MTV, а издание Entertainment Weekly включило его в список 100 самых великих поцелуев на киноэкране.
А ведь на площадке ее едва не отправили в брак, потому что на экране была видна слюна, но ситуацию спас оператор Тео ван де Санд, который остался доволен снятым материалом.
Я не помню кто, но кто-то сказал: «Нам нужен еще дубль, слюна в кадре». И Тео сказал: «Нет, не нужен, это красиво». И я сказал: «Нет, не нужен, это горячо!». Так что это был счастливый случай. И кадр запомнился именно этим. Они выиграли MTV Award за лучший поцелуй,
— вспоминал Камбл.
А вы считаете «Жестокие игры» культовым фильмом?