Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги прошлогодних продаж. Чуда не случилось: в статистике «минус». Он мог бы оказаться больше, но в последний момент ситуацию частично спас декабрь. За последний месяц спрос вырос на 2,3%. От наступившего года эксперты положительных итогов не ждут.
В Москве прошла традиционная отчетная конференция Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), на которой была озвучена статистика рынка за последние 12 месяцев. Львиная доля месяцев показывала итоговый «минус» продаж, так что результат закономерен и, по большому счету, был очевиден еще с первого квартала. Весь вопрос был лишь в том, на сколько именно процентов сократится спрос.
Изначально, ровно год назад, АЕБ давала оптимистичный прогноз на 2019-й. Ассоциация предсказывала умеренный (после +12…+13% в 2017-2018 годах) рост на 3,6%. Однако после трех кварталов, в начале октября, прогноз сменился на негативный: сокращение продаж на 2%, до 1,76 миллиона автомобилей. Угадали в точности! По итогам января-декабря в России из ворот автосалонов выехало 1 759 532 автомобиля, что не дотянуло до результата 2018-го на 2,3%.
Исход был бы хуже (месяц назад суммарное падение составляло 2,8%), но подсобил декабрь. В последний месяц года продажи выросли на 2,3%, что помогло отыграть в общей статистике половину процентного пункта. Видимо, сыграли свою роль новости о повышении утилизационного сбора с 1 января и обязательном после него подорожании новых автомобилей.
Кроме того, не обошлось без манипуляций со статистикой. Дело в том, что данные АЕБ – это не реальные продажи, а отгрузки машин дилерам. Иными словами, немало автомобилей еще в реальности не проданы, а находятся на складах автосалонов и по факту обретут владельцев только в 2020-м. Вдобавок кто-то берет под конец года на реализацию партии покрупнее, чтобы иметь в финальной статистике цифры, соответствующие заложенному на отчетный год плану. Некоторые автомобильные эксперты любят указывать на этот недостаток ассоциации. Однако рано или поздно, но автомобили будут проданы. К тому же все производители находятся в равных условиях. И даже если оценивать рынок по числу поставленных на учет машин, лидеры, середнячки и аутсайдеры все равно окажутся теми же, что и по данным АЕБ.
Тройку лидеров составили «Лада», Kia и Hyundai. У них почти одинаковая динамика: +1%, -1% и 0% соответственно. Но все это лучше, чем у рынка в целом, так что компании можно поздравить с успешным завершением года. «Лада» остается недосягаемой: 362 356 машин за год против 225 901 у Kia. А ведь скоро в вазовскую статистику приплюсуются внедорожники, которые сейчас носят название Chevrolet Niva. GM вышел из совместного предприятия, так что модели вернут имя «Лада». Но в декабре 1302 проданных полноприводника еще записаны отдельной строкой: уже не Chevrolet, но пока не «Лады».
Планку в 100 тысяч проданных за год автомобилей преодолели Renault (145 тысяч), Volkswagen (104,4 тысячи) и Toyota (103,6 тысячи). Увереннее всех выступили французы (+6%), японцы оказались хуже среднего (-5%), темп немцев соответствует среднерыночному (-2%). Вообще же в группе лидеров самого большого успеха добилась Skoda, прибавив на 9%, а разочарованием стал Nissan, потерявший сразу 20% клиентов. Про последнего ходят слухи о том, что компания задумалась об уходе из России.
Сразу за пределами топ-10, на 11-12-й позициях, обосновались премиальные марки. Mercedes не уступил лидерство BMW в острейшей борьбе. По итогам года перевес составил полтысячи машин: 42 046 против 41 520. Причем еще месяц назад баварцы были впереди! Но за декабрь их отгрузки выросли на 20%, тогда как у «Мерседеса» — на все 45%. «Бронза» в премиум-сегменте у «Лексуса» (22,4 тысячи машин и -8%), четвертая строка за Audi (16,3 тысячи и +1%).
Весьма успешны представители Поднебесной. Собственный завод под Тулой и удачная пара новинок F7 и F7x подняли Haval в середину второй десятки. Прогресс на 282%, 12,3 тысячи проданных кроссоверов и уверенное первое место среди китайских марок. За ним с результатом 9,6 тысячи автомобилей и ростом на 186% финишировала Geely. Третья позиция досталась Chery: 6,4 тысячи и скромная прибавка на 13%. Неплохая динамика у «Чангана» (почти в два раза), а вот Lifan и Zotye, похоже, могут нас покинуть.
Отдельно упомянем 13 заказанных за декабрь «Опелей» и так и оставшийся при нулях в таблице Ravon, несмотря на объявленный еще в начале осени перезапуск.
В модельном зачете сенсаций не произошло, но некоторые примечательные явления в топ-25 имеют место. Рестайлинговая «Гранта», взяв отменный темп еще под конец 2018-го, не растеряла его и год спустя. Итог – уверенное первое место, впервые с 2015 года. Второе и третье места «Весты» и Rio соответственно тоже были очевидны задолго до конца отчетного периода.
Немолодой Volkswagen Polo упорно боролся с куда более свежим Hyundai Solaris за пятое место, но не преуспел: 56,1 тысяча автомобилей против 58,7 тысячи. В наступившем году борьба обострится: «кореец» перенесет рестайлинг, «немец» сменит поколение.
Заметно вырос спрос на «Логаны» и «Оптимы». Но больше всего – вдвое – прибавил кроссовер Skoda Kodiaq (25,1 тысячи машин). Теперь у чехов три модели в топ-25, причем у «Октавии» ближе к закату карьеры продажи идут все лучше.
Отличились со знаком «минус» Renault Kaptur и «Лада Иксрей». Причем у французов двойное разочарование: Arkana выбирается в «топ» лишь эпизодически, хотя от нее наверняка ждали больших успехов. А скоро портить кровь ей начнет еще и Kia Seltos! Отметим взлет «Тойоты RAV4»: в декабре модель за счет выхода нового поколения взлетела аж на четвертое место «абсолюта», хотя по итогам года Tiguan и Sportage все же оказались выше, а сам «рафик» добрался лишь до 15-й строчки.