Вот уже месяц, как тема эпидемии коронавируса идет в новостных лентах на первом месте в России и в подавляющем большинстве стран мира. Другие сферы жизни отошли на второй план, но жизнь в них не замерла. Рассказываем о новшествах, которые автомобилисты наверняка пропустили за последние несколько недель.
Начнем едва ли не с единственной хорошей для автолюбителей новости этой весны. Власти пересмотрели сроки прохождения обязательного техосмотра. Теперь наносить визиты операторам ТО можно реже.
До сих пор от получения диагностической карты освобождались автомобили возрастом до трех лет, раз в два года ее оформляли на машины от трех до семи лет, а вот уже после семи лет на ТО приходилось заезжать ежегодно. Теперь новыми и заведомо исправными считаются транспортные средства возрастом до четырех лет. Двухлетние диагностические карты получают в интервале от четырех до десяти лет. И только после 10 лет от даты выпуска периодичность сокращается до года. Это касается мотоциклов, легковых машин и легкой коммерческой техники.
Вышла поблажка также для такси, грузовиков и автобусов. Им до пятилетнего возраста с даты выпуска предписано наносить визиты операторам техосмотра ежегодно, а после этого рубежа – каждые полгода.
Возможно, за этим решением через несколько лет последует постановление о полной отмене процедуры, которая давно превратилась в формальность и коррумпирована едва ли не на 100%. И вряд ли ее исправит введение обязательной фиксации процесса технической инспекции на фото, повышение штрафов и введение нормы пропускной способности для пунктов ТО. Оно, кстати, откладывается. Изначально запланированное на 8 июня, его перенесли на неопределенный пока срок по объективным причинам: эпидемия коронавируса и принимаемые в связи с ней меры не позволяют вовремя провести всю подготовительную работу.
Не приостановлен дорогой и сложный процесс внедрения машин с автопилотом. В конце этой недели президент Владимир Путин поручил до 31 мая сформировать перечень мероприятий, которые позволят запустить тестирование беспилотников на обычных дорогах, но уже без водителей-операторов, контролирующих электронику. Это принципиально новый уровень! В процесс вовлекут власти, разработчиков, а также иные организации, заинтересованные во внедрении автопилота.
Среди пунктов поручения главы государства значится коммерческая эксплуатация беспилотников в опытном режиме. Иными словами, им частично доверят реальную работу, которую пока выполняют люди. Чуть раньше премьер-министр Михаил Мишустин подписал смежный документ о концепции обеспечения безопасности движения с участием автономных машин. В нем говорится о создании инфраструктуры для автопилота и проработке правительственной политики в этой инновационнй сфере.
После резонансного январского ДТП с погибшим и шестью поврежденными машинами ГИБДД активизировала работу по выявленным у виновника аварии грехам – просроченным штрафам и езде на автомобиле, зарегистрированном на уже умершего человека. В комплексе эти два проступка позволяют чувствовать себя на дороге абсолютно безнаказанным, что, разумеется, крайне негативно сказывается на уровне безопасности. А последнюю объявили главным приоритетом в автомобильной сфере.
Подсчет самых отъявленных должников показал, что под 10 000 человек «забили» на оплату от ста до полутысячи штрафов. От 500 до 1000 неоплаченных протоколов накопили около 300 водителей. А 73 особо циничных превысили порог в тысячу нарушений! Инспекторы стали плотнее работать с судебными приставами, автомобили, принадлежащие неплательщикам, выявляют с помощью дорожных камер. Несколько десятков человек уже отправились под административный арест, а их транспортные средства – на штрафстоянку. Их могут конфисковать в счет оплаты долга.
На порядки больше людей продолжают пользоваться машинами, стоящими на учете на умерших людях. Таких около 300 000 на всю страну. Тут алгоритм следующий. ГИБДД прекращает регистрацию и объявляет автомобиль в розыск. Как только его остановят, изымаются СТС и номерные знаки, а транспорт отправляет на штрафстоянку. Наказание наступает по статье за управление машиной, не зарегистрированной в установленном порядке. На первый раз недорого, 500-800 рублей. Попадетесь повторно – уже 5000 рублей или лишение прав. К слову, полис ОСАГО при умершем владельце или страхователе также становится недействительным.
Мартовские продажи, возможно, покажут более-менее пристойный уровень: на фоне падения рубля некоторые поспешили пристроить обесценивающиеся сбережения в автомобили. А вот апрель рискует установить антирекорд. Самоизоляцию в ряде регионов продлили на весь месяц, а в этот период автосалонам работать запретили. Что-то, конечно, продадут онлайн, но это крохи. Посему власти увеличили объем господдержки сектора.
Изначально выделенные на льготные автокредиты 5 миллиардов рублей бюджетных средств увеличили до 10,5 миллиарда. Еще 2 миллиарда пойдут на поддержку лизинга, 3,3 миллиарда простимулируют продажи машин на газомоторном топливе.
Вдобавок Минпромторг предложил расширить возможности для траты материнского капитала. Сейчас полученные за рождение ребенка деньги (466 тысяч рублей за первого и 616 тысяч за второго) можно пустить на улучшение жилищных условий, пенсию матери или образование ребенка. Ведомство хочет разрешить также покупать новые автомобили отечественной сборки. Реакция на идею пока неизвестна. Возможно, власти ждут статистики продаж за март и апрель, чтобы решить, стоит ли вводить эту меру.
Часть 2